Недавно меня пригласили на очень своеобразное мероприятие под названием «D-Shop», которое проводила немецкая компания SAP — «крупнейший производитель программного обеспечения и связанных с ним сервисов для предприятий», как сказано у них на сайте. Когда приглашали, я, подавив желание задать вопрос «Где я, и где программное обеспечение?» все же поинтересовалась у приглашавших, так сказать, наполнением процесса. Объяснили. Будучи блондинкой, гуманитарием с сильно выраженным биолого-медицинским уклоном и консультантом по управлению - бизнес-тренером - коучем (точки самоидентификации вспоминались именно в таком порядке), я, выслушав презентацию, поняла — идти надо. Решающим аргументом в пользу принятия подобного решения был не сам текст презентации, а манера исполнения: когда у человека, который вам что-то рассказывает, так горят глаза — надо пойти и разобраться, почему.
Пришла и очутилась в компании коллег-блогеров. Заочно все мы были знакомы, поэтому оставалось лишь сравнить аватарки с оригиналами и скрепить личное знакомство очень вкусным кофе с печенюшками. Посидели, подождали, пока все соберутся, полюбовались на креативную отделку офиса и отправились в собственно место проведения мероприятия.
Там нас ждали два симпатичных молодых человека: Сергей
и Женя.
Действительно молодых, и по внешнему виду — типичные представители горячо любимого мною поколения Y (а что еще прикажете делать с поколением, от которого в твоей работе столько хлопот? Только любить!). Я настроилась на лирический лад и была готова воспринимать большое количество абсолютно неактуального для меня материала, излагаемого со снисходительным видом. И зря, как выяснилось. Потому что все, что говорилось, было по существу, толково, с примерами, и даже парочка моих провокаций ребят не особо сбила с толку. Так что, спасибо вам, ребята!
По существу.
Как и обещали, показали три чуда-юда: 3D-сканер в компании с 3D-принтером, которые выглядели вполне себе обычно — я почему-то ожидала увидеть что-то типа пульта космического корабля из фантастических фильмов; дрон-беспилотник, слегка напомнивший мне любимую игрушку детства — запускаемый вертолет; очки виртуальной реальности, смахивающие на мини-телевизор, прикрепляемый к твоей голове (кстати, по весу не так уж и много оказалось).
Так как поколение Х, к которому принадлежу я, оказалось вынуждено стать прагматичным до чрезвычайности, естественно, сразу возникли вопросы типа: «А, кроме того, чтобы самовыразиться и поиграться, что еще можно сделать с этими штуками?». Объясняли хорошо. Но кое-что пришлось додумывать — применительно к собственной сфере деятельности.
Ну, сначала про беспилотник. Как его можно использовать в сфере, как сейчас изящно выражаются, «устойчивого развития бизнеса»? Во-первых, конечно, в качестве почтальона — просто передать на большое расстояние что-нибудь, что можно передать таким способом (насколько я поняла, не слишком тяжелое и не слишком ценное). Во-вторых, для контроля. Я не большая сторонница тотального контроля типа камер в туалетах, перлюстрации переписки и ограничений передвижения по своему же офису по принципу «шаг вправо — расстрел». Но где это дело точно бы пригодилось — в громадных магазинах самообслуживания с целью борьбы с нарушениями трудовой дисциплины сотрудниками магазина и, особенно, воровством. У нас народ творческий, со временем и против дронов найдет приемы, но на сегодняшний день, признаться, ничего эффективнее не вижу: картинка сверху всегда более объективная, да и люди, зная, что имеется такое средство контроля, будут вести себя посдержаннее.
3D-сканер и 3D-принтер — устройства сложные и дорогие. Думаю, что большая производственная компания может себе их позволить, но я, увы, не инженер, и потому рассуждать о том, в чем совсем ничего не понимаю, не стану. А вот зато я хорошо понимаю в клиентском подходе. Тот самый пример с покупкой кухни меня сильно задел за живое. Несколько лет назад я купила компьютерный стол, и в комплектации там не хватало одной детали, как выяснилось, важной. До сих пор страшно вспоминать, как мы добывали эту деталь. В компании, где мы этот стол покупали, нас даже слушать не стали, сказали — мол, надо было при покупке комплектацию проверять. Добыли-таки — нам ее сделали кустарным способом на заводе, где я проводила оргдиагностику, причем, сделали исключительно в знак хорошего отношения… но это произошло лишь через четыре месяца после покупки, а все это время стол стоял в разобранном виде. Поскольку христианское смирение — не мой профиль, я постаралась сделать так, чтобы о поведении компании, продавшей нам стол, узнало как можно больше людей. Репутацию я им таки подпортила, чем горжусь до сих пор. Но вопрос с деталью все равно пришлось решать самостоятельно.
А теперь представим себе, что есть торговая или производственно-торговая компания — может, даже и не очень крупная и богатая — но желающая сохранить со своими клиентами хорошие отношения и заботящаяся о своем добром имени. В ситуации, когда опять чего-то не хватает в комплектации (а «не хватать в комплектации» в России будет всегда, у нас карма такая), специально обученный человек быстренько ваяет недостающие детали на 3D-принтере и с извинениями вручает клиенту. Негатива-то заметно меньше станет, а?
И, наконец, очки виртуальной реальности. Пока слушала презентацию об очках, думала две совершенно разные мысли. Первая: «Как классно-то! теперь можно обучать гораздо быстрее!». Вторая: «Чего только люди не придумают, чтобы не напрягать мозги!». И так — по ходу всей части презентации, посвященной очкам, и даже тогда, когда надела их на себя и впечатлилась довольно реалистичным ощущением катания на «американских горках».
Сейчас, когда прошло некоторое время, уже могу сформулировать: очки будут незаменимы в качестве тренажера в любой «деятельности руками». Еще не знаю, как, но вполне вероятно, что эту технологию можно и нужно применять и в инженерных вузах и профильных колледжах, и непосредственно на производстве в процессе обучения (или переобучения) на рабочие специальности, требующие высокой квалификации — тем более, что там можно подключить виртуальные «руки» и сопровождение наставника-эксперта (их в области производства, к сожалению, становится все меньше, а те, что есть, болеют; и вопрос физического присутствия / отсутствия на рабочем месте наставника стоит остро). Моделирование поведения в чрезвычайной или просто незнакомой ситуации — тоже в кассу.
Но есть вот какое «но» — оно относится не к самому продукту, а к тому, как его могут попытаться использовать потенциальные покупатели. Велик соблазн попытаться сэкономить на найме квалифицированного персонала и его обучении. Идея-то на поверхности: берем хоть неграмотного, надеваем на него очки, даем подробный инструктаж — в картинках, заметьте, — и будет нам счастье. Не надо ни искать толковых, ни учить, ни знания проверять… Очень удобно!
Не будет работать. Если человек действует только по инструкциям и мозг не включает, то ему надо повторить последовательность действий очень большое количество раз, чтобы научиться действовать без ошибок. Вряд ли это можно обеспечить с нашим-то подходом к HRM в сочетании с текучестью кадров; частыми нарушениями техники безопасности, инициируемыми со стороны руководства, а не сотрудников компании; проблемой адаптации персонала из числа гастарбайтеров… И хорошая технология будет скомпрометирована. Поэтому позиционировать идею очков виртуальной реальности в продажах надо очень осторожно.
Чего мне не хватило? Более подробной информации о том, как эти чудеса применяются (или могут применяться в ближайшем будущем) в медицине, в социальных науках. «Светлое технологическое завтра» уже наступило, иногда даже кажется, что это не «завтра», а «послезавтра». Скоро все это войдет в нашу жизнь — как вошли Интернет и смартфоны. Но точно так же, как большая часть запросов в Google или Yandex — сами знаете, про что, очень хочется, чтобы не оказалось — эти технологии в первую очередь работают для развлечения или решения локальных задач (оборона и шпионские технологии не в счет — там, полагаю, уже все схвачено). Обучение и воспитание, экология, здоровье, повышение качества жизни большого количества людей — хорошо бы, чтобы движение было в ту сторону. Утопия? Возможно, ведь мы живем, как сказал ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, в неустроенном обществе, где действует закон «Стрелы Аримана», и любое достижение и фундаментальной, и прикладной науки может быть использовано неправильно, недооценено, а то и потеряно. Искренне надеюсь, что это — не наш случай. Технологии, так или иначе, уже есть. Надо думать, как их лучше применить в нашей жизни.