полезные
статьи

УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СТРЕССОМ

«Фармвестник» / «Фармперсонал» № 6 за 2010-05-10
(статья представлена в полном варианте)

Мой дом был построен в 1967 году. Где-то тогда же в одноэтажной пристройке к нему открылась аптека. В те времена аптек в районе было сравнительно немного, и сюда не зарастала народная тропа: редко, когда в помещении не было покупателей. Сотрудники аптеки работали в ней подолгу, покупатели почтительно звали их по имени-отчеству, а рассказ провизора о том или ином препарате воспринимался как истина в последней инстанции – с глубоким доверием и благодарностью за информацию. Работа была тяжелой – один рецептурно-производственный отдел чего стоил! Но сотрудники особо не жаловались.

И так продолжалось довольно долго. Но времена меняются. Сменилась эпоха, в столице начался аптечный бум, и количество аптек в микрорайоне выросло в разы. Одновременно с числом аптек резко изменились еще минимум два фактора:

  • ассортимент, который стал гораздо шире, причем, в него вошли совершенно новые позиции, так, что аптека во многом приблизилась к магазину промтоваров;
  • клиентура, которая стала гораздо взыскательней, нетерпимей и – благодаря Интернету – куда «подкованнее» в области фармацевтики, чем, скажем, даже в начале девяностых годов.

И физическая, и психологическая нагрузка на сотрудников аптеки стала не то, чтобы намного больше, но точно – намного сильнее. Особенно – нагрузка психологическая. Ведь ежедневное плотное взаимодействие с людьми, которые озабочены проблемами здоровья – своего или близких – не каждый выдержит даже при идеальном отношении со стороны клиентов. А нынешние клиенты неидеальны…

С каким именно «клиентским негативом» сотруднику аптеки приходится сталкиваться чаще всего? Это:

  1. Проблема возврата / обмена купленных ранее лекарственных средств. Какими бы крупными буквами не было написано соответствующее объявление, на каком бы видном месте не было оно вывешено – все равно находится немало клиентов, которые пытаются вернуть или обменять купленный в аптеке товар. Естественно, им отказывают и, естественно, они на это плохо реагируют.
  2. Проблема очень высокой, с точки зрения клиента, цены на нужный препарат. Все знают, что жизнь в России дорога, а с кризисом стала дороже и стоимость ее продолжает расти. И все знают, что цены на медикаменты выставляет не тот, кто их продает в аптеке. Но когда человек высчитывает, во что ему обойдется курс лечения – это как-то забывается, а весь отрицательный заряд чувств выплескивается на того, кто ближе всех.
  3. Проблема отсутствия нужного препарата. Бывает по-разному: может быть, отсутствующий препарат жизненно необходим клиенту или, что скорее, кому-то из его близких. А может быть, клиент обошел уже пять-шесть аптек, и ни в одной из них не нашел того, что ему нужно – а ноги ноют, и домой хочется, и раздражение все сильней и сильней… этак недалеко и до взрыва.
  4. Проблема отрицательного отношения клиента к Минздравсоцразвития в целом. Имидж в массовом сознании, что и говорить, у этого министерства неважный, и зачастую бывает так, что свое отношение к ордонансам спускаемым «сверху» и хорошенько откомментированных нашими СМИ, клиент переносит на сотрудника аптеки, который просто выполняет свои должностные обязанности.
  5. Проблема «забывчивых» или очень пожилых клиентов. «Этот, ну, как его… Стишок еще такой есть про это лекарство, по телевизору все крутят… Подождите, я вам сейчас его спою… Ну, понятно?». Один или два раза в день можно, наверное, и послушать подобное творчество, а вот если так повторяется десять-пятнадцать раз, а к кассе стоит очередь, которая либо тоже включается в игру «Угадай мелодию», либо начинает роптать? А каково полчаса общаться с глуховатой девяностолетней бабулей, рассказывая ей, что нужного ей препарата уже двадцать лет, как не выпускают?
  6. Проблема клиентов в «разбалансированном» эмоциональном состоянии вследствие каких-то личных неприятностей. Трудно людям: кто-то работу потерял, кто-то с женой поссорился, кого-то дети не слушаются… И любой повод становится хорош для того, что-бы сорваться хоть на ком-нибудь. Все мы не святые, но когда такой подход применяется конкретно к тебе – это очень обидно.
  7. Проблема «чересчур грамотных» клиентов. «А я слышал, что… А я прочитал в Интернете, что… А вы знаете, что написано вот тут, в аннотации?». Оно, конечно, поговорить со сведущим человеком иногда бывает приятно, но… время, время!

Наверняка можно найти что-то еще. Но и перечисленного более чем достаточно для того, чтобы существенно испортить жизнь специалисту, который изо дня в день сталкивается со всеми этими проблемами (и сопутствующими им «человеческими» проявлениями – это могут быть скандал, слезы, уговоры, попытка шантажа, длительные умствования и т.п.). И для сотрудника, который объясняется с таким клиентом, итог один – испорченное настроение, которое надо скрывать до конца рабочего дня, и потерянное время. А это означает, что сотрудник аптеки почти наверняка ежедневно подвергается стрессу и – тоже почти наверняка – никак от него не защищен. Ведь, как ни старайся, при работе в системе «человек-человек» профилактика стрессового воздействия возможна лишь за счет воздействия на условия работы – а на клиентов не очень-то повлияешь! И если то, что касается «создания условий» относится к руководству аптеки (хотя, увы, в силу объективных причин, и руководство не всегда может решить некоторых острых вопросов), то договариваться со своим стрессом всем заинтересованным лицам придется самостоятельно. А как? Стараясь отстраняться от неприятной ситуации, воздействовать на нее в меру возможностей или быстро восстанавливаться после того, как она, слава Богу, подошла к концу. Ведь это просто нечестно по отношению к своему здоровью, своей семье, другим клиентам, наконец – сначала внимать и терпеть, а потом расплачиваться собственным душевным и физическим комфортом за то, к чему не имеешь ни малейшего отношения. Для подобного скоростного стресс-менеджмента можно использовать различные способы.

  • Технику визуализации, т.е. в буквальном смысле посмотреть на ситуацию под другим углом зрения – с позиции случайного свидетеля; с позиции коллеги из другого отдела; а то и с позиции самого себя, рассматривающего происходящее откуда-то сверху. Звучит такое предложение странновато, но попробовать стoит: как только вы начинаете этим заниматься, вы уже как бы «не здесь»: внимание автоматически переключается – и негатив пролетает мимо. А вот совсем отрешиться от неприятного контакта получается не у всех, поэтому и не всегда работают распространенные рекомендации типа «Представьте себя в одиночестве на вершине высокой горы, куда до вас не доносится ни один звук». «Убежать» от трудностей не удастся, поэтому к ним проще приспособиться.
  • Технику переключения, т.е. отвлечь «проблемного» собеседника от переживаний при помощи неожиданного вопроса или действия, а лучше всего – с помощью неречевых средств общения, например, заговорить тихо и чуть замедлить темп речи. Вопросы лучше задавать «открытые» – чтобы собеседник не отвечал «Да!» или «Нет!», вновь садясь на своего конька, а был вынужден немного подумать, приостановив для этого поток эмоций. Например, заданный мягким тоном вопрос: «Как вы думаете, сколько раз в день я слышу жалобу на дороговизну лекарств?», довольно быстро отрезвляет клиента, решившего посчитаться с провизором за политику Минздравсоцразвития. В том случае, если «повезло» на очень обстоятельного клиента, общение с которым забирает чрезмерное количество времени, вопросы лучше, напротив, формулировать в «закрытой» форме. Например, вежливо, но твердо спросить: «Вы хотите еще что-то уточнить?». Не факт, что этот маневр стопроцентно поможет, но шансы на это есть.
  • Технику восстановления, т.е. сразу же после «тяжелого» контакта уравновесить его чем-то положительным. Полюбоваться в окно на играющих собак или скачущих по веткам воробьев, вытряхнуть и перебрать все предметы в своей сумке (вы обязательно найдете что–то новое для себя), сделать несколько гимнастических движений (не на глазах у клиентов, а то они сильно удивятся): приседаний, взмахов руками, вращений; присесть и «обмякнуть» и так оставаться минуту-две, как можно ярче вспомнить какой-то забавный или трогательный момент из своей жизни… Словом, сделать себе что-то приятное.

Сейчас опять стало модно говорить и писать о «синдроме выгорания» у тех, кто работает в системе «человек-человек». И после соприкосновения с этой темой у части людей возникает впечатление, что «выгорание» неизбежно. Это не так – если почаще вспоминать о том, что о себе надо заботиться, то стресс-менеджмент для сотрудника аптеки вполне реален и хорошо работает.

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты