полезные
статьи

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

дата публикации – 03.09.2009

Стресс, стресс, стресс. Это слово уже давно стало привычным. В обиходе мы зачастую заменяем им слова «нервотрепка», «обида», «разочарование», «усталость».

Специалисты в области теории стресса всегда поправляют: стресс – это определенное физиологическое состояние у человека, этакий природный механизм, который приспособлен специально для того, чтобы homo sapiens мог успешно функционировать в нештатных ситуациях. А вот тo, что обычно подразумевает широкая публика под словом «стресс», у специалистов называется «дистресс», и является следствием человеческой безграмотности во взаимоотношениях с собственным организмом, т.е. неумением справиться со стрессом.

Как все запутанно выглядит, правда? А что, если рассмотреть проблему на элементарном примере?

Представьте себе: у человека есть очень хорошая машина, внедорожник проверенной известной марки. Машина рассчитана на использование в самых разных условиях – в том числе и чрезвычайно сложных. Но при всем при этом, у автомобиля все равно существуют и правила эксплуатации, и ограничения. И если хозяин не считается с правилами эксплуатации, если он игнорирует ограничения, машина потихоньку начинает хандрить. Нотабене: даже если хозяин сверхзаботливый, то и тогда есть внешние условия, на которые он повлиять никак не может (состояние дорог, поведение коллег-автолюбителей, погодные условия и т.п.). Сначала все не так уж трудно, и ситуацию вполне можно исправить путем обращения в автосервис к кудеснику дяде Васе. Он машину подлечит, хозяина пожурит, рекомендации выдаст – и можно опять ездить. Но коль скоро хозяин не изменит своего отношения к дорогой, между прочим, машине, обращаться в сервис придется все чаще и чаще, дядя Вася будет ворчать все больше и больше, а ездить на надежном когда-то автомобиле будет все опаснее и опаснее. А про крайний вариант развития событий по такой модели и думать-то не хочется.

То же самое, но, пожалуй, в худшем виде, происходит и в нашей жизни. Человеческий организм обречен на стрессы, как внедорожник обречен ездить по плохим российским дорогам: это часть «жизненной программы» для каждого из них. Но если нерадивые хозяева автомобилей попадаются не так уж часто (все знают, что такое проблемы с сервисом, поэтому стараются подстраховаться), то нерадивые хозяева собственного организма – явление чрезвычайно распространенное.

Если провести рейтинг таких «нерадивых хозяев организма», то лидировать будут, бесспорно, господа руководители. И это понятно: риски высоки, нагрузки колоссальны, отдача от усилий всегда не такая, как хотелось бы, времени хронически не хватает, и поддержки ждать неоткуда. А если вспомнить, что многие предприниматели и топ-менеджеры несут свой тяжкий управленческий крест уже лет десять-пятнадцать, а то и больше, и за этот период они практически не отдыхали? А если ко всему этому приплюсовать еще и последствия прихода в нашу страну экономического кризиса, который для многих сыграл роль катализатора, ускорив проявление стандартных «стрессовых» проблем в виде вечной усталости, раздражительности, нарушений сна, головных болей, обострения имеющихся заболеваний, вечно подавленного настроения? Грустная получается картина, и не приходится удивляться тому, что собственника или наемного управленца совсем перестал радовать родной бизнес, и работать приходится через силу. Это – те самые последствия многочисленных стрессов. И что с этим делать?

Как – что? Обратиться к стресс-менеджменту. А что такое стресс-менеджмент? И что такое стресс-менеджмент для руководителя?

Стресс-менеджмент или, более привычное русскому уху сочетание, управление стрессом, явление в отечественной деловой культуре довольно-таки своеобразное. У большинства людей стресс-менеджмент ассоциируется с тренингами для персонала компании, на которых людям рассказывают о теории стресса Ганса Селье и о влиянии стресса на организм человека, а также обучают простым техникам нейтрализации стрессового воздействия на организм. И это – в лучшем случае, потому что до недавнего времени под видом тренинга по стресс-менеджменту могли продаваться и практикум по конфликтологии, и развлекательная игровая программа для офисного персонала, и семинар по саентологии. В реальности же стресс-менеджмент – это система мероприятий, куда могут входить все вместе или выборочно:

  1. диагностика типичных для компании стрессовых факторов;
  2. рекомендации по изменениям – устранению стрессовых факторов или смягчению их последствий;
  3. консультационное сопровождение изменений (посоветовать легко – внедрять трудно!);
  4. обучающие мероприятия для персонала компании;
  5. индивидуальная работа с высшими управленцами компании.

И если раньше акцент делался на пункт № 4 (обучение персонала плюс «социалка»), то теперь приходится обращаться сначала к пункту № 5, поскольку труднее всего на данный момент владельцам и наемным «топам» в сфере малого и среднего бизнеса: «выгорание» управленцев – это не выдумка! А когда состояние руководителя немного нормализуется, переходят и к остальным пунктам мероприятий по стресс-менеджменту. Но… даже на индивидуальную антистрессовую работу не всегда имеются время, деньги, подходящий специалист, да и, наконец, доверие к стресс-менеджменту: штука-то малознакомая, непонятная. И что тогда? А тогда надо задействовать хотя бы схему «помоги себе сам»:

  1. Высвободить себе хотя бы полдня свободного времени – чтобы можно было сесть и сосредоточиться, ведь стресс-менеджмент не терпит суеты.
  2. Обратиться к тем долгосрочным и среднесрочным целям, которые существуют на данный момент – ведь вполне может статься так, что какие-то из них перестали быть важными – по причине ли кризиса или, может быть, личным; но движение к этим целям по инерции продолжается и вытягивает из руководителя энергию и время.
  3. Выявить персональные стрессовые факторы, т.е. от чего сильнее всего устаешь – ведь у каждого человека свои «любимые» стрессоры, и начинать надо именно с них.
  4. Определить границы своих возможностей в плане влияния на «любимые» стрессоры – ведь некоторые из них можно устранить полностью (или почти полностью) за счет реорганизации своих отношений со временем, близкими людьми, здоровьем; но к некоторым можно только приспособиться путем использования методов, которые нейтрализуют последствия стрессового воздействия.
  5. Наметить план мероприятий по каждому из направлений работы со стрессорами. Например, если душат проблемы, связанные с нехваткой времени – поискать и изучить литературу по тематике тайм-менеджмента, а если обострился хронический гастрит или мучает бессонница, запланировать посещение врача и последующий курс лечения или ввести в обычай час прогулки перед сном.
  6. Обозначить для себя критерии успеха – ведь человеку очень важно получать положительные эмоции, а руководителю это удовольствие предоставляется редко, тем более – сейчас. Поэтому не стoит ждать милости от жизни; лучше самому придумать, за что можно себя же похвалить.
  7. Использовать любую возможность ненадолго отвлечься от работы – хобби, общение с семьей, походы выходного дня, встречи с друзьями «не из бизнеса», короткие путешествия, экскурсии, спорт и т.п. Ресурсы – там.
  8. Не надеяться на сиюминутный результат – ведь телу в целом и мозгам в частности требуется время, чтобы поверить в то, что на них наконец-то обратили внимание.
  9. Установить «точки контроля» – сроки проверки того, насколько качественно протекает процесс управления стрессом. Оптимальный вариант – через десять дней после начала, через три недели и далее раз в неделю. Если нет результатов, надо что-то менять.
  10. Относиться к себе с уважением – хотя бы как хозяин относится к дорогой иномарке, на которой хочется долго и с комфортом ездить.

А когда руководитель укротит свой собственный стресс, можно задуматься и о стресс-менеджменте для подчиненных – чтобы лучше работали. Теперь на это сил хватит

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты