управление в российском бизнесе: ситуации

В копилку!
Ситуации «из жизни»

Уважаемые гости!
Вы можете присылать в «Копилку» описание ситуаций из весьма широкой области — управления в российском бизнесе. Это могут быть случаи, которые показались Вам интересными, смешными, ужасными; те, которыми хочется поделиться с миром. Поскольку цель создания данной рубрики — формирование банка «клинических случаев», связанных с управлением по-российски, а не обидеть кого-либо из руководителей или рядовых сотрудников компании, о которой пойдет речь в том или ином рассказе, название компании и детали, по которым ее можно точно «вычислить», будут скрыты при публикации. Также прошу Вас указывать в письме, разрешаете ли Вы опубликовать ваши данные.

Василий Алексеевич З. начальник отдела кадров, кандидат технических наук, Москва

Хочу поделиться забавной историей из серии «про управление в кризис».

Наша фирма – научно-производственная и специализируется на технологиях, близких к тем, которые раньше называли сверхсекретными. Подробно про это не буду, но, поверьте, это та самая сфера бизнеса, которой никакой кризис не страшен.

Сотрудники компании – в основном бывшие сотрудники «закрытых» НИИ. Средний возраст – сорок семь-пятьдесят лет. Конечно, все они люди уже заслуженные, кандидаты и доктора наук с большущим профессиональным опытом – уникальным, кстати, опытом. Штучные, в общем, специалисты.

«Под шумок» кризиса руководитель, который пришел на место нашего серьезно заболевшего гендира около двух лет назад, решил «минимизировать расходы». Собственника компании, который живет в другой стране, он о своих замыслах не предупредил – наверное, хотел сделать сюрприз. Он собрал весь коллектив и объявил, что в связи с кризисом зарплаты сокращаются на сорок процентов, «а кому не нравится – может искать себе новую работу, только я сильно сомневаюсь, что вы в своем возрасте ее найдете».

У людей сразу возник вопрос: а с какой радости? Клиенты на месте, продажи более-менее стабильны, офисное здание у компании в собственности – так что на поднявшуюся впятеро арендную плату тут тоже не сошлешься. На вопрос «Почему?» генеральный холодно ответил, что обсуждать эту тему он не намерен.

Народ, конечно, перенервничал. Все люди в компании работают уже очень долго, работу вообще никогда в жизни не искали, у всех семьи… Ну и, разумеется, очень сильно задел тот факт, что реальной-то необходимости в сокращении зарплат (да еще на такой процент!) нет – значит, это просто-напросто шантаж. А народ у нас боевой, даром, что уже немолодые. Да и цена вопроса, сами понимаете… Судили-рядили, рядили-судили, а на следующий день ВСЕ написали заявление об уходе, но одного штрейкбрехера не нашлось. А что это означает для нашего бизнеса? Что он умрет: во-первых, нанять пятьдесят новых высококвалифицированных сотрудников в течение двух недель (или даже месяца) в принципе сложно – даже в ситуации безработицы; а, во-вторых, специалистов этого профиля на рынке вообще нет.

Здесь уже генеральному директору пришлось поставить собственника в известность: и о том, что коллектив решил покинуть фирму, и о том, что вызвало такую реакцию.

Что получилось в результате:

  1. Работу ищет сам генеральный директор (уже бывший);
  2. Зарплата осталась на прежнем уровне;
  3. Лояльность сотрудников по отношению к компании стала ниже: пока ждали решения собственника, готовились ко всякому, и уже даже помещение нашли для того, чтобы организовать свой бизнес.

Короче говоря, жадничать и высокомерничать опасно. Даже в кризис – или в кризис – особенно.

Иван Б., начальник отдела закупок, Москва

Я четыре года проработал в должности заместителя начальника отдела закупок в компании, которая занимается оптовой продажей парфюмерии и бытовой химии. Все было в порядке: зарплата, работа интересная, коллектив нормальный, ездить недалеко. Наверное, потому я в ней столько и проработал: что ни говори, в докризисные времена четыре года на одном и том же месте – немало.

С кризисом везде стали сокращать сотрудников: где по необходимости, где – на всякий случай, потому что испугались. Я попал в эту мясорубку еще осенью 2008 года. Как я потом узнал, там, «наверху», рассудили так: начальник отдела закупок есть, менеджеры есть – так что мои функции можно поделить между ними, а на моей зарплате сэкономить.

Вызывает меня к себе наш коммерческий директор и говорит очень раздраженно:

– Иван, последние месяцев восемь ты плохо работаешь. Кроме того, образование управленческое ты так и не получил, квалификацию не повышаешь. Я терпел, сколько мог, но больше не буду. Ты уволен.

По идее, я был готов к увольнению – как и все в нашей компании. Но вот такой подход – что-де меня из милости тут терпели, а теперь терпение лопнуло – меня, честно говоря, просто оскорбил. А все, что касалось получения управленческого образования и повышения квалификации – то я-то предпринимал к этому шаги, и именно он, коммерческий директор, всегда был против и подшучивал, что, мол, ученого учить – только портить. И потом – мне никогда не высказывались никакие претензии, наоборот, премировали и ставили в пример другим.

Секретарь у него в приемной, когда я вышел, испугалась – такое у меня было лицо. Очень мерзко было на душе еще с месяц, наверное. Чем дольше я потом обо всем этом думал, тем яснее становилось: самое обидное – это не то, что уволили, а как уволили – как щенка паршивого, который в квартире напачкал, на улицу выбрасывают.

Работу новую я себе нашел, даже с повышением в должности и зарплате: взяли начальником отдела закупок в компанию, по профилю близкой к той, где я раньше работал. Конечно, пришлось побегать по собеседованиям и поволноваться. А недавно мне позвонил мой бывший подчиненный. Из отдела закупок уволили две трети людей, из отдела продаж – около половины, еще – где-то половину вспомогательного персонала. Еще некоторые, поглядев на это дело, уволились сами – ну, это, правда, те, кому было куда уйти. И всех на прощание поливали грязью – увольняем, дескать, тебя не из-за кризиса, а потому что ты полное ничтожество, и больше мы с этим мириться не будем. Это, оказывается, метода такая, называется «пинок на прощание».

Ну ладно, про этику не будем. Но о деле бы позаботились мои бывшие руководители – это ж какой пиар себе устраивают и «внутри» компании, и «снаружи»!

Элина А., директор кадрового агентства, Владивосток

Я хотела поделиться следующим интересным наблюдением: безработица растет, в стране налицо рынок работодателя, а отбирать персонал стало гораздо труднее.

Нет, конечно, соискателей стало намного больше. И, конечно, они стали куда более пунктуальными: такое, например, чтобы как раньше – встреча назначена, а соискатель не явился и не предупредил об этом – встречается теперь куда реже. И люди понимают, что условия игры изменились.

Но стало сложнее отбирать соискателей в плане качества.

Во-первых, высокопрофессиональных кандидатов как не хватало, так и не хватает.

Во-вторых, если даже профессионал ищет работу, то он хорошо знает себе цену – и подстраиваться под условия работодателя не хочет. Один такой соискатель так и заявил мне на собеседовании, когда я старалась убедить его в привлекательности предложения о работе в компании – нашем клиенте: «Чего, собственно, ради я должен работать за деньги, чуть ли не вполовину меньшие, чем было раньше? У нас что – продукты подешевели или, может, бензин стал бесплатным? Или мне там работать надо будет меньше в два раза? Нет, этот вариант мне не подходит. Я лучше подожду еще, я высококлассный специалист, работа меня найдет». Звучит, пожалуй, довольно-таки самонадеянно, но когда мы перезвонили ему через две недели – может, остыл, стал посговорчивее, понял, что кризис – не тетка, он уже три дня как работал на новом месте. Кстати, это не единичный случай.

В-третьих, стихийные, подобные цунами, увольнения осенью 2008 года серьезно подорвали репутацию некоторых компаний. Насколько теперь можно судить, получилось так: руководство испугалось, жестко «избавилось» от части персонала – причем нелегко понять, по какому принципу происходили эти «чистки» – потом спохватились, что работать стало некому, и надо набирать новых сотрудников. Слухом земля полнится – особенно нехорошим слухом, и некоторые соискатели так прямо и указывают в своих резюме: «Работу в компаниях X,Y, Z – не предлагать!». Между прочим, как раз из этих компаний сейчас больше всего заказов, видно, переборщили с увольнениями.

В процессе переговоров с заказчиками часто можно услышать: «Ну, теперь-то у людей будет высокая мотивация к работе». Но пока что наблюдается лишь высокая мотивация к ПОИСКУ работы, то есть средства зарабатывать на жизнь. Как мы знаем из продвинутых теорий менеджмента, ни качества исполнения своих должностных обязанностей, ни лояльности по отношению к работодателю такая мотивация не гарантирует.

 

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты