управление в российском бизнесе: ситуации

Прикольные запросы

 

Собственнику выгодна текучка кадров

М-м-м… Кто бы мог задать такой запрос? Может быть, местный эйчар, отчаявшийся закрыть какие-то конкретные вакансии? Тогда картина может быть такая: в результате самоотверженной работы эйчара вакансии закрываются, и, казалось бы, есть возможность вздохнуть спокойно, но уже через два-три месяца, в иной раз и раньше, неким мистическим образом в рядах персонала опять образуется изрядная брешь, и опять надо искать людей.

Или кто-либо из сотрудников компании, честно выкладывавшихся на рабочем месте, оказался уволенным ни за что, ни про что, и, недоумевая, начинает искать информацию на этот счет: может, собственнику и вправду выгоднее, чтобы люди в компании не засиживались?

Да, бывают ситуации, когда собственнику выгодна текучесть кадров. Хотя с точки зрения классического менеджмента подобное и может показаться нонсенсом. В каких случаях такое встречается? Чаще всего:

  • Когда собственник таким образом борется с нарушениями трудовой дисциплины и злоупотреблениями со стороны персонала. Тут работает принцип: человек старается только в течение испытательного срока, а потом выгоднее заменить его новичком.
  • Когда для данной вакансии не предусмотрены ни карьерный рост, ни просто повышение оплаты труда, и через какое-то время, по мнению собственника, люди начинают работать спустя рукава.
  • Когда вакансии закрываются в основном за счет гастарбайтеров и не всегда — в законном прядке.

Что интересно — такая политика может быть оправданной (о ее этичности мы в данном случае не говорим). К примеру, если речь идет о неквалифицированном труде, и сотрудник не нуждается в долгосрочных адаптации и обучении, то этот вариант проходит. И, конечно, если на рынке труда присутствует, так сказать, «материал для замены» — ведь рынок тоже не безразмерный. Во всех остальных случаях, на мой взгляд, больше минусов, чем плюсов: временщики всегда работают плохо, а расплачивается за это клиент компании. Да и сама компания несет репутационные издержки, хотя этот факт обычно и не слишком волнует собственника, избравшего подобную политику.

Используют ли божьи коровки мнимую смерть

Представляю себе, как удивился автор этого запроса, попав на мой сайт: здесь все-таки, информация совсем не на тему жизнедеятельности божьих коров. Может, это был школьник, который пишет реферат по теме энтомологии? Или студент-психолог, который осваивает тему стресса? Во втором случае человеку повезло куда сильнее, чем в первом: в разделе статьи, посвященные тематике стресса, есть немножко про механизм «мнимой смерти».

Мнимая смерть — такое состояние, при котором индивид (животное или человек) производит впечатление мертвого (не притворяется!). В этот момент имеет место быть состояние резкого ослабления или угнетения жизненных функций (дыхательной, сердечной) организма. Мнимая смерть применительно к теме бытового стресса (физические перегрузки, регулярный недосып, серьезная нервотрепка, длительные проблемы в семье или на работе и т.п.) — обмороки, проблемы со вниманием и памятью, ярко выраженная сонливость, неспособность контролировать ситуацию и принимать решения. Говоря жаргонными словами, человек «в отключке». Это он не нарочно, просто у части людей именно так работает механизм стрессовой реакции: что-то вроде предохранителя. И человек имеет моральное право не принимать решения, которое может оказаться ошибочным.

При чем тут божья коровка? Вспомните: когда берешь это насекомое в руки, оно поджимает лапки и выделяет едко пахнущую желтоватую жидкость. Это защита: поскольку одни из главных врагов насекомых — птицы, здесь расчет на то, что пташка примет божью коровку за мертвую, и не склюет. Ведь бороться с птицей, которая намного больше и сильнее, божья коровка не сможет. И, похоже, эта уловка природы неплохо действует!

Если вы все еще любите людей, вы не работали персональщиком

Ой, от души кто-то написал. Наверное, либо действующий, уже вкусивший прелестей этой профессии, либо будущий HR-специалист, которому кто-то из взрослых коллег выдал этот афоризм.

Да, случается такое, и нередко. HR-специалист (он же персональщик, он же эйчар) — особенно если работает на подборе персонала — взаимодействует с огромным количеством самых разных людей. И так уж сложилось, что взаимодействие это довольно часто носит не самый приятный характер.

  • Проведение собеседования и сопутствующие ему оценка и принятие решения о том, чтобы рассматривать далее данную кандидатуру или нет;
  • Проведение ассессмент-центра с последующими оргвыводами для участников;
  • Организация процесса обучения персонала с обучением или в выходные дни, или по теме, которую сам «студент» считает совершенно неактуальной;
  • Формирование кадрового резерва с выдвиганием вперед одних людей и «задвиганием» других — непонятно, по какому принципу;
  • Оптимизация численности персонала или, проще говоря, увольнения, -

все перечисленные ситуации иногда очень болезненно переживаются наемными работниками и, несмотря на то, что инициатива практически всегда идет от высшего руководства, обижаются и «не любят» эйчаров. А в чем выражается это самое «не любят»? Врут, как сивые лошади, саботируют многие начинания HR-службы, ругают в кулуарах и на интернет-форумах. Соответственно, человек, проработавший энное время HR-специалистом, может начать, в свою очередь, «не любить» людей, воспринимая их в общей массе как обманщиков, бездельников и интриганов. Это — следствие эмоционального выгорания и очень сильно мешает работе HR-специалиста, потому что запускает порочный круг: чем больше персональщик «не любит» людей, тем больше его «не любят» люди. Что несколько помогает эйчару в такой ситуации?

Во-первых, умение попрощаться с иллюзиями и не требовать от окружающих слишком много: уж если ты выбрал такую работу, то принимай и сопутствующие ей издержки. Во-вторых, (при соблюдении «во-первых») помогает время: если ты понимаешь суть своей работы и снижаешь планку требований к тем, кто вокруг, через какой-то временной промежуток мешающие эмоции уходят. И, в-третьих, работа над собственными ошибками: да, многое из негатива в этой профессии задано объективно, но ведь и «косяков» бывает предостаточно…

Как подчинить себе покупателя

Возможно, автор — продавец или менеджер по продажам с пока совсем небольшим опытом работы. Хотел узнать — говоря высоким штилем — о коммуникативных техниках в продажах. Что настораживает, так это формулировка «подчинить». Скорее всего, автор запроса не представляет себе иной схемы взаимодействия с другим человеком, как вариант «Упал — отжался». Или, что тоже вполне вероятно, теряется перед клиентом и мечтает о реванше, даже не задумываясь о том, что подчинить покупателя — невозможно, так как он выше по статусу, чем продавец. И, скорее всего, тут проблема в неумении / нежелании договариваться с другим человеком и считаться — хотя бы в минимальной степени — с его интересами. Посему, если проблема в нежелании — надо просто менять работу, а то себе дороже выйдет. Если проблема в неумении — при общении с клиентом поменьше говорить самому, поменьше суетиться, но побольше задавать вопросов и побольше слушать: когда клиент говорит, он обязательно, прямо или косвенно, указывает на то, какой именно стиль общения со стороны продавца будет самым эффективным.

Стресс-менеджмент социальной работы ритуальных служб

Да-а-а… Это сильно. Чего спросить-то хотели? Попробую мыслить логически, хотя и очень не хочется. Ритуальные службы — это те, что хоронят. Социальная работа — ну да, что есть, то есть, именно они ею и занимаются. А вот какое отношение ко всему этому имеет стресс-менеджмент? То есть, конечно, отношение самое непосредственное: когда люди в силу специфики своей профессии каждый день соприкасаются с горем, слезами, потерями — конечно, они подвергаются сильнейшему стрессовому воздействию. И мероприятия по стресс-менеджменту, безусловно, в данном случае будут более чем уместны. Что же удивляет в таком запросе?

Во-первых, сама формулировка: очень трудно понять, что подразумевается под формулировкой «стресс-менеджмент социальной работы». Во-вторых — простите меня, автор запроса! — наивность вопрошающего: уже давно в российском бизнесе в отношении стресс-менеджмента действует или принцип «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, у кого стресс— тот пусть и крутится», или, реже, принцип «Ударим тренингом по стрессу!». В-третьих — объективная актуальность этого запроса: ведь в руках у сотрудников сервисных служб находится — как ни высокопарно это звучит — страдание тех, кто потерял близких. А «выгоревший» сотрудник ритуальной службы вряд ли будет бережно обращаться с этим страданием…

Очевидно, такой запрос создал человек, имеющий касательство к работе ритуальных служб. И что можно было бы ему посоветовать? Только — жить по принципу «Спасение утопающих…». А значит:

- Помнить, что он находится в «группе риска» и регулярно мониторить собственное состояние – выгорание происходит незаметно
- Обязательно иметь вне работы какой-то источник поддержки душевных и физических сил (любимое дело, спорт, тусовку с друзьями и т.п.)
- Непременно выезжать во время отпуска из той местности, где он работает, и постараться «отключиться»
- В случае, когда становится совсем тяжело на душе, обязательно делиться с кем-то: с близким человеком, родственником, психологом
- Помнить о том, что эта работа — и в самом деле очень важная. Хотя и не все это понимают.

Что можно спросить у управленческого консультанта

Так и представляется картина: сидит высокопоставленный управленец или владелец компании и напряженно размышляет в преддверии встречи с консультантом: о чем бы таком его спросить? Кстати, не смейтесь: консультант по управлению — сравнительно новая специальность, а людей, так себя называющих очень много. Поэтому у человека, который доселе с подобным не сталкивался, может возникнуть замешательство: что же это за птица такая, консультант, и какую пользу из него можно извлечь? Вроде, в деловой прессе пишут, что это — помощь, и некоторые из коллег-руководителей / владельцев уже поработали с консультантами и говорят, что помогло. А в чем помогло? И о чем, все-таки, можно спросить управленческого консультанта (или, правильнее — консультанта по управлению)?

Спросить можно о чем угодно: и о том, что он думает о Вашей организации, и о том, какие у него есть идеи в смысле улучшения ситуации, и о новых тенденциях на рынке и связанных с ними сложностей для управленцев. Можно даже поинтересоваться, какую музыку он любит и куда ездит отдыхать. В конце концов, вы ему доверяете самое дорогое — свою компанию, поэтому весьма уместно будет познакомиться поближе. И по большому счету, не так уж важно, о чем вы его спросите. Важно, что он ответит.

Профессиональный консультант по управлению старается:

- Больше слушать, чем говорить
- Сначала собрать и проанализировать ситуацию, а уже потом — давать рекомендации (но ни в коем разе — не готовые решения)
- Максимально учитывать специфику ситуации в стране, в отрасли, в компании, персональные характеристики клиента
- Тщательно проверить каждое утверждение клиента (очень деликатно!) и каждое собственное предположение
- Сориентировать руководителя на более-менее реальные сроки запуска и внедрения изменений в компании. А не идет у того на поводу, обещая «пятилетку за три дня».

назад

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты