Пожалуй, рубрика с названием «Прикольные запросы» несколько выбивается из рафинированного впечатления, которое обычно производит на нового человека мой сайт… Простите — накипело, и другого названия я оказалась не в состоянии придумать. Да, но в чем, собственно, дело, откуда вообще взялась тема запросов? Сейчас объясню.
Дело в том, что я систематически анализирую статистику посещений моего сайта. И, конечно, мое внимание всегда привлекают поисковые запросы, заданные посетителями www.artmanage.ru системам Yandex, Google, Rambler и иже с ними. Чаще всего это бывают совершенно стандартные запросы: тренинг, семинар, управленческий консалтинг, коучинг, обучение продавцов и т.п. Но порой попадаются такие шедевры, что диву даешься: это ж надо так сформулировать!
Долгое время, встретившись с необычным запросом, я хихикала над ним, но вскоре забывала. Но как-то раз задумалась: ведь чего-то человек хотел, когда набирал в поисковике удивившее меня сочетание? Поразмыслив на эту тему, я решила открыть новую рубрику, посвященную неожиданным запросам посетителей моего сайта. Пусть я не могу ответить каждому такому посетителю лично, но уж хотя бы опосредованно выразить свое отношение к волнующим людей вопросам я вполне могу попытаться: вдруг кому-либо пригодится!
Так что теперь я буду выбирать наиболее яркие сочетания и комментировать их: высказывать собственные предположения о том, что именно хотел узнать автор и почему он сформулировал запрос именно так, а также ответить на запрос в соответствии с этими «что» и «почему». Надеюсь, тот, кто прочитает эти комментарии, как минимум, улыбнется, а как максимум — получит пищу для размышления.
Все запросы приводятся в авторской редакции.
Итак…
Учеба на топ-менеджера
Сразу после прочтения этого запроса мелькнула мысль: «Да-а-а, красиво жить не запретишь… Сразу видно, человек решил не размениваться на пустяки, а сразу сделать карьеру. Но к делу подошел ответственно и решил сначала поучиться – работка-то непростая!»
Так как же выглядит учеба на топ-менеджера? Где на них учат?
Где учат? Официально – нигде. То есть ни один вуз не выдает диплома, в котором написано: специальность – топ-менеджер. Но при этом существует ряд отечественных и зарубежных вузов с традиционно высоким уровнем преподавания и хорошей репутацией – и выпускники этих вузов довольно часто занимают топовые позиции в крупных компаниях. При этом совсем не факт, что специальность, полученная в вузе, имеет хоть какое-то отношение к деятельности высшего управленца. Список вузов приводить не буду, он и так на слуху. Зато добавлю ложку дегтя в бочку меда: увы, и эти вузы не обошла проблема снижения качества работы со студентами (а это – понятие многогранное, и одними только знаниями здесь не обойтись), и потому чем ближе к нашим дням время получения диплома, тем с большей осторожностью следует относиться к степени подготовленности специалиста.
Ведь управленческие качества – скорее, продукт воспитания и жизненного опыта, чем образования. Так что «крутой» вуз – не гарантия того, что тебя выучили на топ-менеджера.
В плане обучения существует еще МВА. Но тут тоже все неоднозначно: наличие диплома не гарантирует трудоустройства «топом» – как, впрочем, и того, что человек, заплативший кругленькую сумму за обучение и сдавший все экзамены, приобрел нужные управленческие качества.
Но как же стать топ-менеджером?
Предлагаю персональное видение этого вопроса, публикуя отрывок из своей книги «Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100 %»:
«Итак, какие бывают топ-менеджеры в России, которая и тут пошла особым путем?
- Бывают топ-менеджеры, ставшие таковыми, поскольку являются чьими-то протеже или родственниками, хотя изначально данными для управленческой деятельности на высоком уровне и не обладающие.
- Бывают — из числа поднявшихся по карьерной лестнице в какой-либо организации: например, человек пришел двенадцать лет назад в банк на вакансию операциониста, был на хорошем счету, повышал свою квалификацию, и прошагал за этот срок все ступеньки той самой лестницы.
- Бывают топ-менеджеры, которых подняли на «верхушку» управления исключительно за личную преданность владельцу или владельцам.
- Есть еще одна любопытная категория, заслуживающая отдельного рассмотрения: молодые выпускники престижных западных или американских университетов, обладающие глубокими знаниями в области менеджмента, говорящие на двух иностранных языках, прошедшие стажировки в Японии или Сингапуре — но, увы, еще не привыкшие к российским реалиям.
- И, наконец, бывают «классические» топ-менеджеры — управленцы высшего звена».
Добавлю к пункту № 5: представители этой категории «топов» – и есть единственные настоящие высшие управленцы. Но на такого «топа» выучить может только сама жизнь.
Чем опасен для общества пассивный саботаж
Мысль, которая пришла в голову после прочтения этого запроса: глубоко копаете, товарищ! И действительно, не всякий человек даже просто задумается на такую тему. Это ж сначала надо задуматься о том, что вообще такое саботаж , а еще и постараться развести понятия саботажа активного и пассивного. Кстати, не такое уж это простое дело: само понятие саботажа предполагает скрытое противодействие, вредные результаты которого видны не сразу.
Но все-таки попробуем разграничить понятия активного и пассивного саботажа. Активный саботаж, очевидно, должен предполагать нанесение работодателю (мы ведь все-таки не в самом масштабном смысле саботаж обсуждаем) значительного ущерба в короткие сроки путем использования неэффективных / вредных технологий в работе. Это плохо, но есть и свои плюсы – если в таком контексте можно говорить о плюсах. Большой ущерб в короткие сроки обычно заставляет работодателя зашевелиться и начать искать причину и виновника проблем. А кто ищет – тот всегда найдет. Пассивный же саботаж, соответственно, должен выстраиваться по принципу регулярных мелких пакостей на уровне игнорирования собственного функционала – до тех пор, пока количество не переходит в качество. И в таком случае работодатель может периодически фиксировать какие-то небольшие проблемы, никак не увязывая их между собой, но в какой-то момент вдруг он обнаруживает, что:
а) все очень плохо;
б) уже, оказывается, давно все очень плохо;
в) совершенно непонятно, кто в этом виноват (изредка бывает понятно, но виновник уже вне зоны досягаемости).
Например, выясняется, что какой-то сотрудник намеренно не выполнял часть своих должностных обязанностей в течение длительного срока времени, и от этого пострадали отношения с клиентами и, в конечном счете, и репутация, и прибыль. Самая большая сложность такого положения дел заключается в том, что быстро изменить ситуацию не получится: на восстановление статус-кво потребуется не меньше времени, чем прошло с момента начала саботажа. А поскольку срок был солидный, то и расхлебывать придется долго. Дополнительный риск – когда, казалось бы, уже все в порядке, могут вылезти незамеченные раньше осложнения.
Как обозвать тренинг по стресс-менеджменту
«Хоть горшком назови, только в печку не ставь» – мелькнуло в голове, когда я прочитала этот запрос, автором которого, думается, мог быть совсем молодой бизнес-тренер или эйчар. Стресс-менеджмент– вообще тема сложная, уже хотя бы потому, что чего только не вкладывает почтенная публика в понятие стресса!
Но бог с ними, печкой и горшком, потому что существуют несколько названий, которыми точно не стоит «обзывать» тренинг по стресс-менеджменту. Это:
- Все, что связано с темой конфликта
- Все, что связано с темой тайм-менеджмента
- Все, что связано с темой переговоров
- Все, что связано с так называемой темой «личностного роста»
- Все, что связано с темой клиентского сервиса.
Почему так много ограничений? Темы-то близкие?
Именно потому что близкие. Стресс-менеджмент – это технология, позволяющая человеку осуществлять профилактику стресса и / или работать с его последствиями. Технология трудоемкая и требующая большого количества практики. Если в тренинг по стресс-менеджменту поместить еще и что-то из теории по перечисленным выше темам (а без этого не обойтись: сказал «а» – говори и «б»), то тренеру не хватит времени.
Поэтому тренинг по стресс-менеджменту разумнее всего назвать … тренингом по стресс-менеджменту.