Статья приводится в авторской редакции
Профессия провизора / фармацевта в России традиционно считается женской. И хотя в последние годы в аптеках стали появляться за «первым столом» мужчины — это пока, скорее, исключение из общего правила. У аптеки по-прежнему женское лицо.
В чем особенности управления женским коллективом?
Для начала стоит поговорить о плюсах женского профессионального поведения. Традиционный вариант (впрочем, он потихоньку размывается) примерно таков: женщины добросовестнее и тщательнее в проработке деталей, обладают большей, чем мужчины, устойчивостью к стрессовым воздействиям и проще вписываются в деятельность, ориентированную на процесс, а не на результат.
Теперь о минусах. Женщины слабее, чем мужчины, в вопросах стратегического характера. В меньшей степени выкладываются на работе — по самой что ни на есть объективной причине: надо поберечь силы «для дома, для семьи», поскольку внерабочих обязанностей никто не отменял. Дамы иной раз склонны соперничать друг с другом по причинам, весьма далеким от рабочего контекста. Их непросто мотивировать. Женщины легко выплескивают свои эмоции на окружающих, в т.ч. и негативные.
Руководителю стоит помнить, что в женском коллективе отношениям придается весьма серьезное значение. И это очень важно с точки зрения управления рабочим коллективом. Почему? Потому что мы живем в России, где «отношения» традиционно играют большую роль в любом деле. Потому что треть жизни мы проводим на работе. Потому что вопрос отношений — это и вопрос работы с клиентом. И наконец, потому, что производительность труда тесно связана с отношениями или, по-научному, с психологическим климатом в организации.
С плюсами как будто все ясно: каждый из них, безусловно, «в кассу» применительно к деятельности сотрудника аптеки: и важных мелочей хватает, и стрессов предостаточно (чего одни только клиенты стоят!), и «процессная» деятельность налицо. А вот как быть с минусами?
Во-первых, надо успокоиться: перечисленные минусы носят системный характер и заданы тем социумом, в котором мы все живем. То есть можно, конечно, переживать из-за факта их существования на белом свете, но это приблизительно то же самое, что страдать от того, что зимой в России идет снег.
Во-вторых, надо задуматься: какие из минусов, и в какой степени можно скорректировать. Например, вопрос «сберечь силы» зачастую решается дружеским разговором и предоставлением более удобного графика, проблема выплескивания эмоций — обучением коммуникативным техникам, мотивации — персонализированным подходом, благо народу в аптеке работает не так уж много.
Руководителю стоит помнить, что в женском коллективе отношениям придается весьма серьезное значение. В случае возникновения конфликта между подчиненными нельзя делать вид, что его нет, — надо как можно скорее разобраться в ситуации.
В-третьих, надо вплотную заняться тем самым психологическим климатом: это ключик к решению многих проблем управления женским коллективом. Самые простые и легкие рекомендации в данной области:
- Создание комфортных условий труда — в прямом смысле: чтобы в помещении было не душно, не холодно, не слишком тесно, не сложно в плане контроля продукции на полках (в аптеках самообслуживания), чтобы было где присесть пообедать, оперативно устранялись проблемы с компьютером и т.п.
- Создание, внедрение и поддержание официальных стандартов взаимодействия с клиентами и коллегами. Если есть стандарты — есть объективная система критериев оценки поведения подчиненного. Важно: подобные стандарты должны отталкиваться от реальности и учитывать специфику конкретного коллектива.
- Создание традиции обучения персонала аптеки практическим навыкам эффективной коммуникации, стресс-менеджмента, конфликт-менеджмента. Важно: не ослаблять контроль и следить за тем, чтобы эти навыки применялись.
- Создание неформальной «базы данных» о сотрудниках (формальная обычно есть — ведь люди при поступлении на работу заполняют анкету): семейное положение, наличие детей, родителей, их возраст, актуальные социально-психологические проблемы (например, острые жилищные проблемы, недавний или грядущий развод, болезни близких людей, сложности во взаимоотношении с детьми и т.п.). Существование подобной базы, во-первых, помогает руководителю понять, откуда ноги растут у тех или иных особенностей поведения подчиненного, а во-вторых, позволяет либо помочь человеку — материально, морально, организационно, либо хотя бы сориентировать — куда можно обращаться за помощью.
- Создание традиции регулярных «женских посиделок» — не часто, раз в месяц: совместное чаепитие и дегустация домашней выпечки. Важно: без алкоголя! Нотабене: на корпоративных мероприятиях, посвященных праздникам (Новый год, 8 Марта и т.п.), без алкоголя обойтись, понятное дело, не удастся. Следовательно, надо проследить за тем, чтобы народ соблюдал меру.
- В случае возникновения конфликта между подчиненными не делать вид, что его нет, а как можно скорее разобраться в ситуации. Действовать следует по такой схеме: выслушать по отдельности каждого из участников конфликта; выслушать мнение авторитетных сотрудников; потом либо приглашать специалиста-модератора, либо самостоятельно провести процедуру примирения.
- Очень аккуратно хвалить/порицать кого-либо из сотрудников: женщины легко обижаются даже на конструктивную критику или — чего греха таить — если похвалили не ее. Один из вариантов: и хвалить, и порицать — строго тет-а-тет.
- Мягко, но неуклонно пресекать все попытки посплетничать друг о друге — психологический ущерб от сплетен в женском коллективе колоссален.
Работа, ставшая продолжением дома, для многих женщин является сильным стимулом работать хорошо, хотя, может быть, и не на максимуме своих возможностей. И если говорить именно об увеличении отдачи от деятельности сотрудников, то одними «отношенческими» мероприятиями здесь не обойтись. Нужна общая цель, которая бы объединяла всех, кто работает в конкретной аптеке, и периодический анализ системы управления на предмет уточнения персональной ответственности каждого за свой участок работы. Тогда и получится, что все работают на общее дело и никто никому не мешает. Гендерный подход в управлении — аспект значимый, но единственный.