До прихода в нашу страну экономического кризиса одним из самых востребованных на рынке тренингово-консалтинговых услуг был тренинг по тематике тайм-менеджмента — наряду с тематикой продаж и переговоров. Почему — ведь тема-то специфическая, то ли про бизнес, то ли про психологию? А ответ прост: это больная тема, а особенно — для тех, кто живет в больших городах и работает в системе своеобразного российского бизнеса. Хотя, справедливости ради, заметим: и в Европе, и в США проблема грамотных отношений со временем тоже есть. Но у нас, с нашим «азиопским» менталитетом, даже проблемы не вполне такие, как у всех.
Но вернемся к тренингам по тайм-менеджменту. Любо-дорого было смотреть на людей, которые выходили из класса по окончании этого тренинга: так и хотелось заглянуть каждому за спину — не пробиваются ли там крылья? Я не шучу, энтузиазма и в самом деле было хоть отбавляй. Очень многие из тех, кто прошел обучение, сразу же обзаводились бумажными или электронными органайзерами, начинали использовать программу Microsoft Outlook или какую-нибудь аналогичную, развешивали на стенах своего офиса «пинарики» и стартовали в новую жизнь — причем, не с понедельника, а уже со следующего дня, а то и с сегодняшнего вечера.
Продолжение знают все. У небольшого процента людей в и впрямь происходили судьбоносные изменения в жизни. Но большая часть участников, изменив кое-что в собственном отношении ко времени, частенько возвращались на круги своя и опять сталкивались с проблемой постоянной нехватки времени и недовольства собой. Во-первых, не все зависит от конкретного человека, есть еще и система, в которой он находится: коммерческая организация, семья, учебное заведение. И если в управлении этой системой имеются недочеты, то, как ни упражняйся в личной эффективности — от одного человека мало что зависит. Во-вторых, даже если ситуация такова, что все зависит от одного человека… Ведь полезная, в общем-то, затея — просвещение наших сограждан в области тайм-менеджмента — обернулась злой шуткой: выяснилось, что теоретические знания плюс отработка конкретных техник на тренинге плюс сильная мотивация к задуманному изменению не дают в сумме более свободный график и решение набивших оскомину проблем. А что это за проблемы? Они общеизвестны, но я приведу их в виде фраз, которые чаще всего звучат от людей, уже отчаявшихся что-то сделать в области тайм-менеджмента. Такие люди много размышляли над своей неудачей, а теперь говорящих о проблеме так, как жалуются на скверную погоду: дескать, да, дождик, грязь на улице, низкое атмосферное давление — ну что ж тут поделаешь, капризы природы!
Итак, ключевые фразы:
- «Когда надо начать какое-то новое дело, я всегда очень долго собираюсь, мучаюсь из-за того, что никак не начну, но все-таки приступаю к задаче лишь тогда, когда уже некуда деваться».
- «Я не умею расставлять приоритеты. Умом я понимаю, что важнее для моей карьеры, моего здоровья, моей семьи — но выбираю всегда по-другому, как-то бессистемно».
- «Я не могу делегировать полномочия, а ведь это — основа тайм-менеджмента. Я знаю, что это необходимо, но как доверить дело таким …(далее — нелестный эпитет по адресу подчиненных)».
- «Я не могу отказаться от неудачно выбранной стратегии поведения, хотя осознаю, что это — путь в тупик. У меня в памяти сразу всплывает фраза отца о том, что любое дело надо довести до конца».
- «Я гиперпунктуален. На все встречи я прихожу на двадцать минут раньше срока, я всегда выполняю обещание перезвонить, отослать документы, написать письмо. Но кроме меня в моем окружении больше никто так не делает, и в результате я всегда “бегу впереди паровоза”. Я очень устаю от этого, но ничего не могу с собой поделать».
- «Я все время опаздываю, что бы ни делал для того, чтобы приходить вовремя — на работу, на встречи, в гости. Это бьет по моей репутации, раздражает всех вокруг, но по-другому у меня не выходит».
- «Я трачу очень много времени на мысли о том, как надо было поступить в том или ином случае. Ясное дело, изменить уже ничего нельзя, а выматывает это сильно. И потом, когда я думаю о том, “как надо было”, я не решаю тех вопросов, которые актуальны на данный момент времени».
- «Я все стараюсь сделать с опережением, “пятилетку за три дня” — это про меня. При этом я понимаю, что такая скорость никому не нужна, а порой и вредит мне».
- «Я очень тщательно планирую свою работу и вообще свою жизнь. И меня совершенно выбивает из колеи, когда мои планы кто-то или что-то нарушает».
- «Говорят, что Юлий Цезарь умел делать несколько дел одновременно. Я тоже пытаюсь, и у меня не получается. Но я все равно пытаюсь делать несколько дел сразу».
Согласитесь, это уже про глобальный тайм-менеджмент. И влияют такие проблемы не только на профессионально-карьерную область жизни человека. Ведь почти во всех высказываниях присутствуют слова «знаю», «понимаю», «осознаю». И от каждого высказывания веет безысходностью. Но действительно ли все так непоправимо? К счастью, нет. Такого рода проблемы решаются — только отнюдь не тренинговыми методами. Есть минимум три варианта если и не избавиться окончательно от того, что мешает жить — то, по крайней мере, существенно снизить частоту и силу неприятных проявлений в собственном поведении. Рассмотрим все три варианта:
ВАРИАНТЫ | |||||
Обратиться к психоаналитику / психологу Обратиться к коучу Решать задачу самостоятельно | Обратиться к коучу | Решать задачу самостоятельно | |||
Как это происходит Как это происходит Как это происходит | Как это происходит Как это происходит Как это происходит | Как это происходит Как это происходит Как это происходит | |||
Поскольку корни проблем комфортных отношений со временем практически всегда тянутся из семейной истории человека, может быть актуально совместно со специалистом поисследовать свое прошлое, найти эти самые корни и осознать, что проблема не появилась из воздуха. И, осознав этот факт, принять решение о том, как поступить дальше: предпринимать усилия для того, чтобы воздействовать на проблему или оставить ее себе на память — но уже четко понимая, что это — твой выбор.
С прошлым работают в основном психоаналитики. Психолог-консультант, используя техники той школы, к которой он принадлежит, тоже постарается уяснить для себя истоки проблемы клиента, а потом поможет ему разобраться с настоящим: что сейчас мешает жить, как хочется; к какому результату хотелось бы прийти, как это можно сделать. |
Все, что связано с коучингом — работа на будущее. Поэтому копаться в прошлом клиента коуч не станет. И смысл его работы будет заключаться в:
а) прояснении целей клиента (т.е. какие именно задачи он хочет решить, избавившись от проблемы). б) уточнении того, какими именно ресурсами клиент обладает, чтобы решить проблему (т.е., например, если человек хочет никогда и никуда не опаздывать в Москве с ее вечными пробками — очень важно узнать, есть ли в числе его ресурсов вертолет или хотя бы машина со спецсигналом). в) совместной с клиентом выработки технологии запуска желаемых изменений (т.е. что именно тот будет делать и в каком порядке; при этом для того, чтобы работа происходила эффективнее, коуч использует специальные техники). |
Начать надо с простейшего: сесть и подумать. А, подумавши, ответить себе на ряд вопросов:
а) какую задачу хочется решить? б) точно ли ее надо решать? в) точно ли ее хочется решить? г) если ответ на б) и в) — «нет» — заняться чем-то другим; если ответ — «да» — поставить себе в памяти «напоминалку», которая не сразу, но через какое-то время станет срабатывать всякий раз, когда всплывет тот стереотип, от которого хочется избавиться. Иногда это выглядит так: всякий раз, когда я в очередной раз стараюсь всю работу выполнить сам и ни кусочка ее не делегировать подчиненному, я должен сесть и ровно две минуты подумать об этом. Этот метод действует так: сначала «напоминалка» срабатывает лишь после того, как принято «неправильное» решение. Потом она успевает проявиться, но человек на нее не реагирует, хотя и успевает осознать: «опять я…». И лишь потом что-то начинает получаться: «напоминалка» срабатывает, осознается, и человек успевает подумать перед тем, как принимать решение. Не факт, что он примет именно то красивое решение, которое обозначил в целях — иной раз против собственной природы не пойдешь. Но даже в таком случае польза от работы есть — уже не будешь притворяться перед самим собой. |
|||
+ | - | + | - | + | - |
Понять, что именно тебе мешает быть эффективным — важно; а если попадется хороший специалист, он поможет распрощаться со многими мешающими установками. Психоанализ — удовольствие недешевое и длительное; не всегда имеется возможность платить и регулярно посещать специалиста в течение многих месяцев. И, к сожалению, прямой взаимосвязи между пониманием, откуда взялась проблема, и ее решением — нет.
Психологическое консультирование занимает меньше времени, но не все психологи-консультанты уверенно работают в бизнес-контексте, возможно соскальзывание в откровенно психотерапевтические техники, что иногда воспринимается клиентами как нарушение privacy: «Я хочу на работу приходить вовремя, а мне рисовать и лепить предлагают!». Экономится время, вся работа производится только по существу дела, без нарушения privacy. После такой работы не остается иллюзий относительно собственных возможностей и собственных пожеланий в плане решения проблемы. Коучинговая работа требует хорошего навыка саморефлексии — а им владеют не все. Кроме того, пока что человеку, который «не в теме», довольно трудно сориентироваться на рынке коучинговых услуг; даже если повезет, и специалист окажется хороший — он может чисто по-человечески не понравиться. И тогда особой надежды на успех нет. Да и корни проблемы могут оказаться так глубоко, что задачу надо решать с помощью психотерапии. Экономия денег, времени, формирование универсального психологического механизма, который потом можно будет использовать в аналогичных ситуациях. Так уж исторически сложилось, что труднее всего бывает оценить самого себя договориться с самим собой, и если человек не умеет давать сам себе «волшебный пендель», то риск хождения по кругу старых стереотипов довольно высок. |
Психоанализ — удовольствие недешевое и длительное; не всегда имеется возможность платить и регулярно посещать специалиста в течение многих месяцев. И, к сожалению, прямой взаимосвязи между пониманием, откуда взялась проблема, и ее решением — нет.
Психологическое консультирование занимает меньше времени, но не все психологи-консультанты уверенно работают в бизнес-контексте, возможно соскальзывание в откровенно психотерапевтические техники, что иногда воспринимается клиентами как нарушение privacy: «Я хочу на работу приходить вовремя, а мне рисовать и лепить предлагают!». |
Экономится время, вся работа производится только по существу дела, без нарушения privacy. После такой работы не остается иллюзий относительно собственных возможностей и собственных пожеланий в плане решения проблемы. | Коучинговая работа требует хорошего навыка саморефлексии — а им владеют не все. Кроме того, пока что человеку, который «не в теме», довольно трудно сориентироваться на рынке коучинговых услуг; даже если повезет, и специалист окажется хороший — он может чисто по-человечески не понравиться. И тогда особой надежды на успех нет. Да и корни проблемы могут оказаться так глубоко, что задачу надо решать с помощью психотерапии. | Экономия денег, времени, формирование универсального психологического механизма, который потом можно будет использовать в аналогичных ситуациях. | Так уж исторически сложилось, что труднее всего бывает оценить самого себя договориться с самим собой, и если человек не умеет давать сам себе «волшебный пендель», то риск хождения по кругу старых стереотипов довольно высок. |
Резюме | |||||
Варианта, который походил бы каждому и в любой ситуации — нет. Самое главное в индивидуальном тайм-менеджменте для человека, который хочет быть более эффективным в своих отношениях со Временем во всех его ипостасях: здесь в принципе можно работать. Но при этом имеется «если»: если у человека есть желание что-то изменить и есть техники для изменения. Техники — из песни слова не выкинешь — не «бизнесовые», а психологические. |
Сам термин «тайм-менеджмент» часто переводится на русский язык как «управление временем». Но ведь временем нельзя управлять — оно управляет нами. А мы можем подстроиться. Кому очень сильно повезло — при помощи полученного в детстве и юности воспитания. Кому повезло чуть меньше — при помощи органайзеров, ежедневников, электронных планировщиков. А всем остальным — их большинство, кстати — при помощи капитальной ревизии собственных стереотипов, кому каким способом нравится.