Все эти материалы написаны специально для делового Интернет-портала Slon.ru
2010 год
Часть I
И если судить по тому, какой интерес вдруг стала вызывать старая тема стресс-менеджмента, можно предположить, что символический «гром» таки грянул. Но при этом имеется большое количество тех, кто, испытывая потребность в антистрессовой поддержке, не слишком ясно представляет себе – а чего делать-то? Стресс-менеджмент – это что такое?
Часть II
Cтресс-менеджмент – это специальная технология, при помощи которой можно:
а) минимизировать – в рамках возможного – стрессовое воздействие на человека;
б) нейтрализовать последствия неизбежного стрессового воздействия на него.
К слову, сам термин «стресс-менеджмент» – не вполне грамотен, ибо переводится как «управление стрессом». Стрессом, увы, нельзя управлять, но с ним можно договориться. Как?
Часть III
«Народные» техники делятся на две категории:
1. «Неотложка» – когда стрессовая нагрузка была явно очень большой, а времени на антистрессовые мероприятия совсем мало, порядка десяти-пятнадцати минут; применяется прямо на рабочем месте.
2. «Запланированный акт любви и уважения к себе, единственному и неповторимому» – когда в распоряжении имеется промежуток времени не менее часа-полутора.
Часть IV
Поскольку руководитель – это тот, на ком в организации держится очень многое, цена, которую компания платит за его неотработанный стресс, велика. Особенно заметно это сейчас, когда кризису пошел второй год и руководители, первыми принявшие на себя его удар, устали от постоянного напряжения. Как в управлении компанией проявляются реакции руководителя на стресс? И вообще, какие у руководителей бывают реакции на стресс?
Часть V
Но сначала надо определить, что для самого человека будет признаком того, что самостоятельно справиться со стрессовой нагрузкой и ее последствиями ему не удается и посему надо искать соответствующего специалиста. Уточнение актуальное: одна из основных проблем нейтрализации стрессового воздействия как раз в том и заключается, что самостоятельно и «изнутри» трезво оценить обстановку крайне сложно, а, значит, и принять решение о подобном сотрудничестве. И все-таки, есть признаки, которые просто кричат – хором или поодиночке
Часть VI
Организационный стресс – это такое состояние души и тела каждого человека в компании, при котором к его персональным стрессорам (и реакциям на их) прибавляются еще и стрессоры (и, опять-таки, реакции на них), характерные именно для этой организации и именно для этой профессии. Причем, не просто прибавляются, а активно взаимодействуют между собой. А когда ко всему этому подключаются еще и стрессоры макроуровня (вроде того же экономического кризиса, радикальных изменений в законодательстве страны или потрясений в конкретной отрасли) – мало не покажется никому, давление на людей в организации оказывается чрезвычайное.
Часть VII
Сотрудник, у которого проявляются симптомы организационного стресса, крайне редко связывает их со своей профессиональной деятельностью и зачастую вообще воспринимает их как данность. И посему если и борется с ними, то как-то вяло, без особой надежды на успех. А качество его как работника меж тем неуклонно падает, и дохода компании он приносит все меньше и меньше; и ведь такой работник в компании, понятное дело, не один. Со стороны этот процесс почти незаметен, и начальство иногда долго ломает голову: что ж это такое, как будто, все худо-бедно работают, а прибыли все ниже и ниже; кризис, конечно, виноват!
Еще почитать про стресс-менеджмент
Как продавать в условиях кризиса или Стресс-менеджмент для продавцов
Стресс-менеджмент для руководителя
Стресс-менеджмент: как сделать, чтобы не стресс управлял сотрудником, а сотрудник стрессом?