полезные
статьи

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА: КАК НАЙТИ СВОЕГО ТРЕНЕРА?

«Фармацевтический вестник» / «Фармперсонал» № 5 за 2005 г.

Из рассказа руководителя департамента развития персонала одного из крупнейших в России холдингов:

Когда я только пришла в холдинг, там уже работал весьма масштабный проект по обучению персонала, рассчитанный на полтора года. Стала выяснять: какая компания проводит обучение, какова его тематика, какое впечатление от учебы у сотрудников. Результаты были следующие: компания — известная, с хорошей репутацией, ориентированная на западный стиль ведения бизнеса. Тематика — продажи, финансы, менеджмент. На вопрос же «Какое у Вас сложилось впечатление от учебы?» реакция сотрудников холдинга, прошедших обучение, была неожиданной и при этом носила удручающе массовый характер: люди мечтательно жмурились и говорили приблизительно следующее: «Какие там обе-е-еды!». Судя по всему, обеды были самым ярким моментом обучения.

Выясняю дальше: кто и на основании каких соображений принимал решение о сотрудничестве с конкретной компанией и сколько заплатили за обучение. На вопрос о выборе один из топ-менеджеров нашего холдинга бесхитростно ответил:

- Когда мы решили учить людей, я обзвонил несколько фирм и попросил прислать программы. Почему именно я? А никто больше не хотел этим заниматься. Все консалтинговые фирмы прислали по факсу или электронной почте, а эти сами привезли в красивой папке. Вот я их и выбрал.

Но окончательно меня добил денежный момент. За обучение заплатили более ста тысяч долларов авансом. Да за такие деньги можно под каждого участника индивидуальную программу написать, а не давать некий усредненный вариант, после которого не вспоминается ничего, кроме вкусных обедов!

Анекдотичная, но и до боли знакомая ситуация, не правда ли? Так и хочется назидательно сказать: вот что бывает, когда вопросами обучения персонала занимаются непрофессионалы! Но, увы, и профессионалы — даже маститые — иной раз в процессе подобных переговоров допускают промахи, которые впоследствии выражаются в гневном выводе руководства: «Толку от занятий никакого. Не будет вам больше денег на обучение!». И бюджет для службы HR, как правило, и так довольно ограниченный, урезается до совершенно неприличных размеров.

Каким же правилам имеет смысл следовать в процессе переговоров с тренинговой компанией или с бизнес-тренером, работающим в жанре free-lance? Что важно учитывать, на что можно посмотреть «сквозь пальцы», а чего нельзя делать ни в коем случае?

Первое: желательно как можно более четко обозначить для себя, что именно Вы хотите получить «на выходе». И, разговаривая с менеджером тренинговой компании или рассматривая высланные программы, Вы сэкономите время, которое у сотрудников службы HR почти всегда в дефиците. Бывает, что запрос формулируется так: «Нам нужен тренинг правильного поведения в конфликте», а подразумевается тематика работы с возражениями и критикой. Если просто рассказать о ситуациях, для которых Вашим сотрудникам требуется новый навык, Вам быстрее предложат нужный вариант.

Второе: обучать Ваш персонал будет не дизайнер, который разрабатывал логотип для красивой папки с программами, не курьер, который привез эту папку и не менеджер тренинговой компании, с которым Вы будете обсуждать все аспекты договора. Обучает бизнес-тренер, именно он и является ключевой фигурой. Ведь как, например, мы ищем стоматолога, которому можно доверить лечение своих зубов? Не по степени «раскрученности» фирмы, красочности рекламных буклетов и привлекательности секретарей на стойке reception, а либо по рекомендации кого-либо из хороших знакомых, либо ориентируясь на подсказку собственной интуиции: вызывает врач доверие или нет? Если продолжить сравнение, то, наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда и клиника известная, и помещение прекрасное, и кофе подают… а зуб испортили. То есть, замечательно, если тренинговая компания — крупная и на рынке не первый год, ее менеджеры высокопрофессиональны, а список организаций, в которых провайдер уже проводил обучение, впечатляет своей солидностью. И плохо, если менеджер опоздал на переговоры и пришел в потертых джинсах и трикотажном свитере, программа отпечатана на некачественной бумаге и с грамматическими ошибками, да и на рынке компания всего-то полгода. И вместе с тем, по каким-то странным законам российского бытия, как тот, так и другой варианты напрямую с качеством работы бизнес-тренера не связаны. Следовательно, если Вам понравилась программа или хотя бы ее часть — настаивайте на личной встрече с бизнес-тренером.

И третье: собственно общение с тренером.

Важный момент: какое впечатление на Вас произвел бизнес-тренер при первой встрече: стиль поведения, манера одеваться, аккуратность? На какой-то срок он будет эталоном для Ваших сотрудников.

Стоит учитывать образование специалиста. У тренера-профессионала минимум два-три высших образования и немалое количество тренингов, курсов и семинаров. Весьма желательно, чтобы в этом списке присутствовали либо педагогическое, либо психологическое образование — как некоторая гарантия того, что человек не только сам знает материал, но и сумеет его донести до участников тренинга и замотивировать их на дальнейшее его использование. Совершенно нормально — попросить специалиста показать соответствующие дипломы и сертификаты. Если вы имеете дело с профессионалом, подобная просьба будет воспринята адекватно.

Конечно, имеет значение и возраст тренера. Чем выше интеллектуальный уровень предполагаемой аудитории, чем шире круг вопросов, который будет затронут, тем более зрелым во всех отношениях человеком должен быть тренер. Пусть простят меня мои молодые коллеги: к двадцати-двадцати пяти годам большого опыта — как профессионального, так и жизненного — не наработаешь.

Бизнес-тренером можно назвать себя, окончив двухмесячные курсы. Поэтому актуален опыт работы — пусть даже и не в сфере деятельности Вашей организации — и наличие рекомендаций, которые можно проверить.

Поскольку программа, которая высылается в самом начале, обычно носит довольно общий характер, лучше с тренером, а не с менеджером, обсудить окончательный ее вариант, написанный конкретно под вашу задачу.

Бизнес-тренеров очень много и потому создается иллюзия огромного выбора. А вот хороший бизнес-тренер — явление, которое в российском бизнесе пока встречается не так часто, как хотелось бы. И если Ваши логика и интуиция подсказывают, что перед Вами — тот человек, который Вам нужен, старайтесь его не упустить. А для этого неплохо бы учитывать общие для данной категории особенности: во-первых, тот факт, что работа бизнес-тренера — скорее творчество, чем шаблонная деятельность; во-вторых, во время собеседования с тренером не только Вы оцениваете его знания, навыки и рекомендации, но и он оценивает Вас, а через Вас — Вашу организацию; в-третьих, понимание хорошим тренером своей значимости как специалиста. Тип взаимоотношений «любой каприз за ваши деньги», быть может, иногда и удобен в процессе переговоров, но малоэффективен в отношении результата.

Переговоры о том, кто, как и чему будет учить Ваш персонал — крайне серьезное дело. И обучение будет успешным лишь в том случае, если итогами переговоров остались довольны обе стороны.

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты