полезные
статьи

ИНТЕРВЬЮ: О ЧЕМ СИГНАЛИТ КАНДИДАТ?

«Справочник по управлению персоналом» № 3 за 2007 г.
статья представлена в полном варианте

- Добрый день! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Вы … (далее следуют имя, фамилия кандидата и название вакансии, на которую он претендует)? Легко нас нашли?

Интересно, подсчитывал ли кто-нибудь, сколько раз за отрезок времени — скажем, за полгода или год — произносит эту (или подобную ей) тираду среднестатистический специалист по персоналу? Много, очень много раз. Самое же интересное начинается потом: вопросы о причинах, побудивших кандидата начать поиски новой работы, о знаниях, образовании и профессиональных навыках, о пожеланиях к новой работе и семейном положении, о карьерных устремлениях и зарплатных ожиданиях. И на каждый вопрос следует ответ кандидата; иногда — развернутый и обстоятельный, иногда — краткий и четкий, иногда — на удивление ярко иллюстрирующий истину о том, что не все еще кандидаты прошли тренинг грамотного поведения на интервью или хотя бы прочитали соответствующие статьи в популярных изданиях.

Но с другой стороны, не читали — и слава Богу. По крайней мере, здесь все ясно: если соискатель на вопрос о причине смены работы отвечает что-то вроде «Да там… (далее нелестный эпитет по отношению к бывшему начальству, сослуживцам или месторасположению офиса)», то выводы о его лояльности к работодателю можно делать сразу. А что делать в ситуации, когда кандидат хорошо подготовился, и делает все для того, чтобы продемонстрировать свои достоинства и спрятать недостатки? Опытные HR-специалисты знают: чем выше должность, на которую претендует кандидат, чем значительнее его жизненный опыт, чем большее количество интервью он уже прошел — тем вероятнее, что он с легкостью обойдет на собеседовании все «хитрые» вопросы, и предоставит собеседнику лишь ту информацию, которую сочтет нужной.

И тут на помощь приходит неотъемлемое качество хорошего специалиста по работе с персоналом: интуиция, «шестое чувство», проницательность — каждый называет по-своему. Внешне это выглядит так: несмотря на замечательное резюме, располагающую манеру общения, положительные отзывы с предыдущих мест работы, внутри интервьюера шевелится червячок сомнения. Этот червячок нашептывает: «Подожди. Не торопись. Подумай. Что-то тут не так». Часто, проигнорировав предостережения, эйчар потом сожалеет об этом. И часто — не проигнорировав, помогает своей организации избежать больших проблем в будущем. Но термин «интуиция» или любой аналогичный, достаточно расплывчат. Непонятно, на что же ориентироваться, что в поведении человека, пришедшего на собеседование, заставляет задуматься: все ли так хорошо, как декларируется? А может быть, это вообще какое-то врожденное умение типа телепатии, какое имеется лишь у небольшого количества людей?

Никакой мистики. У человека есть способность воспринимать неречевые (невербальные) сигналы. У кого-то она выражена очень сильно, у кого-то — в меньшей степени. Абсолютно точно следующее: каждый из нас ею обладает. Каким образом, например, мать узнает о проблемах своего ребенка в школе, несмотря на уверения в том, что все в порядке? Как можно узнать в транспорте иностранца «со спины»? Как милиционер моментально вычисляет в толпе человека без регистрации в Москве? Ответ: реагируя на невербальные проявления в поведении другого человека. Сын говорит о том, сегодня его не вызывали к доске, но при этом говорит слишком быстро и отводит взгляд. Человек, на спину которого вы автоматически обратили внимание, держится как-то слишком прямо и идет медленнее, чем вечно спешащие москвичи. Гастарбайтер из Молдовы, увидев боковым зрением милиционера, чуть поднял плечи и несколько изменил траекторию движения. Происходит это очень быстро, иной раз трудно бывает ответить на вопрос о том, что же именно обратило на себя внимание?

В одном из произведений русского классика герой высказывает мысль о том, что опытный врач ставит диагноз за тот период времени, пока пациент идет от двери к его столу и усаживается на стул. Собственно, для специалиста по работе с персоналом процесс «дешифровки» невербальных сигналов тоже начинается с того момента, как соискатель появляется на пороге того помещения, где будет происходить собеседование, а заканчивается только тогда, когда принято окончательное решение о сотрудничестве или не-сотрудничестве с данным кандидатом. Какие невербальные сигналы важно учитывать для того, чтобы максимально быстро оценить искренность и перспективность кандидата? Это манера оформлять себя: выбранная цветовая гамма, обувь, украшения и аксессуары. Осанка, походка, манера двигаться, взгляд, мимика и пантомимика (особенно движения рук). Дыхание, темп речи, паузы, повышение-понижение голоса, мимическая реакция на «острые вопросы». Параметров много, и если отслеживать их на сознательном уровне, то когда же задавать вопросы и выслушивать ответы?

К счастью, их не надо отслеживать на сознательном уровне. Достаточно просто сразу после возникновения чувства «что-то тут не так» попытаться проанализировать: на какой сигнал возникла подобная реакция? Например, вот кандидат на вакансию главного бухгалтера: ухоженная дама средних лет в явно дорогом костюме красного цвета. Отличные рекомендации, великолепный «послужной список», с легкостью выполненные профессиональные тесты. Да и вакансию надо закрыть как можно скорее. Но что-то удерживает от быстрого принятия положительного решения. Что же? Главный бухгалтер — одна из ключевых фигур во внутрифирменной иерархии. И весьма желательно, чтобы потенциальный сотрудник не только был профессионалом, но и обладал определенными личностными качествами, в частности — талантом ладить с другими; руководить подчиненными, большинство из которых — женщины; спокойно относиться к возможным переработкам, умением стушеваться в нужный момент. И сигналом в данном случае был красный костюм. Красный цвет — один из самых заметных, самых «говорящих». Люди, предпочитающие красный цвет, как правило, энергичны, экспансивны, любят внимание окружающих и переживают, не получая его в желаемом количестве. Дама, — а тем более, дама не юного возраста, рискнувшая надеть на собеседование этот цвет наверняка обладает множеством позитивных качеств — но те ли это качества, которые нужны для конкретной ситуации и конкретного специалиста? Дальше обстоятельства могут сложиться по-разному. В конце концов, может быть, сейчас на улице минус двадцать пять градусов, а этот костюм — самый теплый из имеющихся у кандидата. Или она не успела вовремя забрать их чистки свой серый (синий, черный, бежевый) костюм. Или что-то еще. Красная цветовая гамма, конечно, не повод для отказа в возможном сотрудничестве: всем известно, как сложно найти хорошего бухгалтера. Но это повод задуматься и еще раз проанализировать материал интервью.

Другой пример: молодой человек двадцати пяти лет, кандидат на вакансию менеджера по связям с общественностью. Подходящее образование, необходимый опыт работы, ссылается на имеющиеся связи в СМИ, аккуратно одет, обувь вычищена. Манера двигаться — «с чувством, с толком, с расстановкой», он прямо-таки излучает надежность. И все же присутствует ощущение, что чего-то не хватает, какое-то качество кандидата не вписывается в «картинку», специалиста по работе с персоналом. Если поразмышлять, то выяснится следующее: недостаточно мобильности, «яркости». Ведь менеджер по PR, в противоположность главному бухгалтеру, как раз и должен выделяться, привлекать внимание, быстро устанавливать один контакт и так же быстро переключаться на следующий. «Фигаро здесь, Фигаро там» — это про PR-менеджера. Справится ли этот кандидат с такими обязанностями? Очень может быть. Но дополнительно уточнить не мешает.

Уже много написано о языке жестов, о важности зрительного контакта; те, кто изучал техники НЛП, имеют представление об актуальности наблюдения за таким параметром, собеседника, как дыхание. Наверное, уже не найти в сфере управления персоналом человека, который не знал бы, что скрещенные на груди руки суть «закрытая поза», а потирание кончика носа — признак лжи. Правда, остается неясным, что далее делать с подобной информацией? И так ли уж странно, что, придя на собеседование, то есть туда, где его априори будут оценивать, человек, усаживаясь, принимает эту самую закрытую позу? Или не принимает, а садится подчеркнуто прямо и «открыто» — поскольку тоже прочитал книгу Алана Пиза «Язык телодвижений»? Для того, чтобы сэкономить эйчару время, которого всегда не хватает, достаточно запомнить: наиболее значимым моментом в невербальной коммуникации является любое изменение любого параметра из уже перечисленных. Продолжительная (то есть обратившая на себя внимание) пауза перед ответом на вопрос о размере зарплаты на предыдущем рабочем месте может говорить о том, что, возможно, реальная сумма была больше или меньше названной. Резко убыстрившийся или замедлившийся темп речи во время ответа на вопрос о профессиональном опыте, образовании, прохождении курсов повышения квалификации может свидетельствовать о том, что часть информации скрывается или искажается. Внезапное повышение голоса в тот момент, когда интервьюируемый рассказывает о том, что высшая ценность для него — работа в команде, а тот факт, что данная фирма находится через дорогу от его дома — просто удачное стечение обстоятельств, скорее всего, стoит рассматривать как бессознательное желание убедить вас в этой мысли.

Несколько лет тому назад у многих специалистов по работе с персоналом была популярна методика под названием «Тест левой руки». Заключается она в том, что кандидату задается «острый» вопрос, который является для эйчара самым важным для принятия положительного решения о сотрудничестве, к примеру: «Будете ли вы «покрывать» своего подчиненного, допустившего в своей деятельности серьезную оплошность?». При этом все внимание эйчара фиксировалось не на ответе кандидата, а на поведении его левой руки (если он правша, что надо незаметно определить заранее). Лежит ли рука спокойно, спряталась ли под стол, сделала ли какое-либо резкое движение? Считается, что левая рука труднее контролируется человеком на уровне сознания, ввиду того, что подчиняется правому полушарию. И потому, коль скоро вопрос актуален — если у кандидата были (или могут быть — по складу его характера) проблемы в данной области — рука «выдает» своего хозяина, а менеджер по персоналу делает вывод: тут есть о чем порасспрашивать. Стопроцентной гарантии «попадания в десятку», увы, нет. Может оказаться, что у кандидата вдруг проявился нервный тик, или на него села муха, или затекла рука, и он решил сменить позу именно в этот момент. Но — как и в примере с красным костюмом — повод подумать имеется.

Еще один интересный невербальный сигнал — улыбка. С приходом в Россию капитализма, пришли и некоторые заморские традиции. В том числе и улыбка, точнее, «американская улыбка», демонстрирующая окружающим: «Я — о 'кей!». Традиция не слишком прижилась. Наверное, отчасти потому, что в российской культуре есть своя, выраженная в поговорке: «Смех без причины — признак…» продолжение общеизвестно. А улыбка в процессе интервью может быть точным показателем отношения соискателя к информации, которая циркулирует между ним и специалистом по персоналу. Кандидат рассказывает о своих карьерных надеждах, а улыбка стала особенно широкой, но перестала быть искренней? За ней определенно скрывается какое-то непонятное чувство? Значит, надо задавать вопросы, и тогда появится шанс прояснить ситуацию.

Часто по ходу собеседования возникает напряжение. Причиной может быть некорректно сформулированный менеджером по персоналу вопрос; тема, которую интервьюируемый не считает относящейся к делу; его переживания из-за неудачного, на его взгляд ответа; или совсем элементарно — неудобный стул или сквозняк, о которых он стесняется сказать. Способы, при помощи которых кандидат в подобном случае старается восстановить душевное спокойствие, бывают разными. Один спешно надевает очки, до этой минуты мирно лежавшие перед ним на столе. Другой — кладет на стол руки, сложенные в «замок». Третий ставит на колени сумку или портфель и сидит так до конца собеседования. Четвертый — откидывается назад, как бы стараясь быть подальше от собеседника. Пятый — без конца проверяет узел галстука или поправляет воротник. Суть всех таких проявлений — защита, «отгораживание» от источника дискомфортной информации, восстановление внутреннего баланса. Если на них не обратить внимания, эффективность интервью резко снижается: соискатель затрачивает большое количество энергии на то, чтобы успокоить себя. Как следствие — ощущение неудовлетворенности у эйчара, испорченное настроение и потерянное время у кандидата. «Обратить внимание» — это, опять-таки, спросить: удобно ли сидеть, хочет ли интервьюируемый что-либо уточнить, или вернуться к какому-то из уже звучавших вопросов.

Самое приятное в вопросе о навыке восприятия невербальных сигналов в процессе проведения интервью — то, что ему не надо учиться. Человек, проработавший в области HR хотя бы полгода, уже является квалифицированным специалистом в этой сфере, поскольку обладает колоссальным опытом общения. Значит, осталось сделать совсем немногое: вспомнить о наличии у себя этого навыка и успешно его использовать, сэкономив тем самым время и силы, как себе, так и потенциальному сотруднику.

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты