«Одна голова — хорошо, а две лучше» — эта известная поговорка подтверждает плюсы коллективного обсуждения проблем. Но многие управленцы любят другое выражение: «Мы посовещались, и я решил». И это неслучайно, ведь с руководителя особый спрос, тогда как в случае же группового принятия решения ответственность за его воплощение в жизнь размывается.
На сегодняшний день в компаниях наиболее распространены следующие формы групповой активности:
- совещание;
- круглый стол;
- конференция;
- «мозговой штурм»;
- дискуссия;
- фокус-группа;
- управленческий практикум.
Перечисленные виды коммуникации объединяет один общий принцип – синергия (συνεργ?α — от греч. syn — вместе, ergos — действующий, действие), который заключается в том, что взаимодействие двух и более индивидов дает суммирующий результат. Особенность этого эффекта в том, что он бывает гораздо сильнее, чем можно было предположить изначально. Выражаясь метафорически, в данной ситуации два плюс два равно не четыре, а заметно больше. Участники подобного взаимодействия, как правило, не предпринимают специальных попыток повлиять на качество процесса и его результаты, а преследуют собственные цели, но принцип синергии при этом все равно срабатывает.
Правила игры
Принцип синергии уже давно используется в сфере управления: менеджмент – такая область деятельности, где люди — главный ресурс, а интеллектуальные продукты, ими произведенные, — основное «топливо» для развития организации. Но чтобы добиться описанного эффекта, при использовании той или иной формы групповой активности важно соблюдать определенные правила.
Правило 1
Инициатор мероприятия — собственник или наемный управленец, задумавший использовать эффект групповой активности, должен иметь четкое представление о том, какой именно результат нужно получить, и, ориентируясь на это, выбрать конкретный вид активности.
Вопрос целеполагания — один из самых актуальных в менеджменте. Особенно в случае организации групповой работы: мероприятия такого плана требуют много временных, материальных и психологических ресурсов. Четкость цели необходима для того, чтобы изменения по итогам, например, «мозгового штурма» или круглого стола, оказались именно такими, которые нужны компании.
Пример
После посещения семинара западного гуру в области бизнес-консультирования собственник сети розничных магазинов принял решение о том, что подчиненных следует «активнее вовлекать в управление компанией». С этой целью он учредил еженедельные дискуссии на актуальную на текущий момент тему. Новшество продержалось лишь четыре недели: люди встречались в заранее оговоренное время, вяло обсуждали обстановку в организации, единодушно приходили к соглашению о том, что она задана объективными обстоятельствами, и расходились по своим рабочим местам. Почему так получилось? Потому что цель была обозначена нечетко, а вид групповой активности был выбран неверно: дискуссия позволяет лишь уточнить обстановку и обменяться мнениями, но никак не стимулирует людей брать на себя больше обязательств.
Решение
Как собственнику надо было поступить в такой ситуации? Во-первых, самому проработать цель, обозначенную как «активнее вовлекать подчиненных в управление компанией», уточнить, в чем должно проявляться такое вовлечение, и, главное, для решения каких задач это нужно организации. Во-вторых, данную цель следовало донести до подчиненных, причем, так, чтобы она оказалась для них достаточно привлекательной, и они захотели тратить силы и время на движение к ней. В-третьих, было необходимо выбрать (самостоятельно или обратившись к специалисту) адекватную цели форму работы. В данном случае куда более к месту, чем использованный вариант, был бы управленческий практикум. В-четвертых, стоило позаботиться о технической стороне дела: найти надежного ведущего и обговорить с ним цели и структуру мероприятия, обсудить список участников, попытаться выявить возможные подводные камни.
Как же следует поступить, если неэффективность действующего механизма стала очевидной? Во-первых, остановить его: чем дольше он работает, тем больше вреда делу. Во-вторых, уже с опытом и набитыми шишками, вернуться к постановке цели. И, в-третьих, подробно описать критерии ее достижения – каких именно изменений в стиле поведения управленцев в «сухом остатке» хочет собственник.
Правило 2
Инициатору мероприятия, в идеале — в содружестве с модератором, стоит уделить особое внимание подготовительной работе — составить сценарий, сформировать группу, выбрать время проведения, организовать помещение для мероприятия и т.п.
«Мелочи» имеют большое значение. Например, неразумно собирать участников, когда они устали после рабочего дня и засыпают на ходу — инициативы от них не дождаться. Или формировать группу по принципу «кто попался под руку, того и включили в список». В неудобном, душном или холодном помещении у людей не будет физической возможности продуктивно работать. Все это негативно скажется на результате мероприятия, и пользы от него не будет.
Пример
Руководство небольшой страховой компании решило выяснить, насколько сотрудники удовлетворены условиями работы и зарплатой. В качестве инструмента для достижения цели выбрали метод фокус-групп. Однако не подумали, как потом выяснилось, о главном — как формировать группы. Они были собраны по принципу «приглашаем всех поучаствовать». Ведущей стала HR-специалист компании, у которой уже имелся опыт работы модератором на подобных мероприятиях в бытность ее фрилансером. Провели время участники прямо-таки замечательно, но результаты исследования оказались совершенно не такими, на какие надеялось руководство: ни в отношении их валидности, ни в плане эффекта синергии.
Решение
Как инициаторам мероприятия надо было поступить в такой ситуации? Во-первых, собрать больше информации о методе фокус-групп. Ведь главная его особенность как раз и состоит в том, что достоверность получаемых результатов зависит от того, как сформированы группы, — об этом написано практически в каждом учебнике, где рассматривается данная тема. И если уже очевидно — у организаторов, что называется, не хватит пороху на выполнение всех условий, при которых метод работает, лучше сразу от него отказаться. Во-вторых, обязательно было нужно пригласить профессионального ведущего — свой, даже хорошо подготовленный и очень уважаемый, человек не подходит.
Как следует поступить, когда выясняется, что мероприятие оказалось неэффективным? Во-первых, не доверять полученным результатам и не делать, базируясь на них, никаких важных выводов. Во-вторых, ни в коем случае не поднимать вопрос о том, «кто виноват», и почему не достигнуты цели, ради которых использовался метод: подобное расследование может сильно ударить по репутации руководства и HR-отдела. В-третьих, поискать другую форму групповой активности, на время отказавшись от метода фокус-групп, а проводить, к примеру, дискуссии.
Правило 3
Инициатору мероприятий нужно подыскать в организации или пригласить внешнего модератора и ввести его в курс дела, обсудив с ним изложенные выше правила 1 и 2. Вполне возможно, тот предложит ценные дополнения или изменения.
«Человеческий фактор», как всегда, значит многое. Если инициаторы мероприятий не позаботятся заранее о толковом ведущем, то события могут развиваться по двум сценариям:
- если групповая работа будет более-менее структурирована, качество коммуникации все равно окажется сниженным, и потери времени практически неизбежны;
- в группе начнутся «разброд и шатания», никто никого не будет слушать, время уйдет, и все разойдутся недовольные.
Но даже если ведущий — либо профессиональный модератор, либо проверенный и имеющий опыт подобной работы сотрудник организации, тем не менее, предварительный инструктаж обязателен. На нем необходимо разъяснить, какова на данный момент практика проведения аналогичных мероприятий в компании, к каким результатам желательно прийти, какие индивидуальные особенности конкретных участников группы надо учесть.
Пример
Руководитель столичного банка, задумав для персонала высшего и среднего звена целую серию мероприятий, ориентированных на развитие группового мышления, в качестве модератора пригласил известного бизнес-тренера. Этот специалист уже сотрудничал с банком, отзывы о его работе были самые восторженные, и, казалось бы, выбор был правильным. Но, увы, не каждый профессиональный бизнес-тренер — еще и хороший модератор: некоторые компетенции этих специалистов могут различаться. Так и оказалось в данном случае. Закономерным следствием ошибочного выбора ведущего стало превращение всех мероприятий в «театр одного актера», а поставленные руководством цели если и были достигнуты, то в весьма незначительной степени.
Решение
Как руководителю надо было поступить? Во-первых, разграничить для себя понятия «обучение» и «групповое мышление». Последнее предполагает и обучение, и самообучение, и взаимное обучение. Мероприятия, нацеленные на усиление «коллективного разума», дают эффект синергии; предсказуемость их гораздо ниже, но результат – ярче. Поэтому нужно было искать специалиста по развитию, а не только по обучению. А для этого достаточно самому руководителю побывать на тренинге или семинаре, который ведет потенциальный модератор, дабы понять, склонен ли он к тому, чтобы «становиться в центр» и активно привлекать к себе внимание или же ориентируется на происходящее в группе, — это видно даже невооруженным глазом. Во-вторых, следовало вести аудио- и видеозапись мероприятия: к ним всегда можно вернуться. В-третьих, необходимо было вносить коррективы в событие, которое стало развиваться по сценарию «шоу»: конечно, это не слишком деликатно по отношению к бизнес-тренеру, но все же снизило бы издержки компании.
Как следует поступить теперь? Во-первых, не играть в игру, которая явно не удалась, и не называть тренинг дискуссией, мастер-класс — управленческим практикумом, а семинар — «мозговым штурмом». Во-вторых, заметив со стороны модератора «опасную» линию поведения, не стесняться, а вежливо, но твердо довести до него свои пожелания к формату его работы — раз уж это не было сделано заранее. В-третьих, запланировать и провести в ближайшем будущем — в пределах двух-трех месяцев — уже правильно организованное мероприятие.
От форм — до рисков
Каждый вид групповой активности предназначен для решения определенных задач, а использование его сопряжено с некоторыми рисками. Соблюдение перечисленных выше трех правил, конечно, избавит инициатора изменений от большого количества затруднений, но риск совершить ошибку все равно остается. Подробнее этот вопрос рассмотрен в таблице.
Коллективные формы групповой активности: задачи и риски
№ |
Название |
Какие задачи |
Риски |
1 |
Совещание |
|
|
2 |
Круглый стол |
|
|
3 |
Конференция |
|
|
4 |
«Мозговой штурм» |
|
|
5 |
Дискуссия |
|
|
6 |
Фокус-группа |
|
|
7 |
Управленческий практикум |
|
|
У читателя может сложиться впечатление, что «куда ни кинь — всюду клин», и предусмотреть риски и заблаговременно нейтрализовать их — нереально. Отчасти это действительно так: групповая динамика, синергия, корпоративная культура, опосредованное влияние на результат мероприятия внешних факторов — все эти понятия умозрительные, и точно оценить их нельзя, а значит, вряд ли получится полноценно управлять ими. Но зато можно «взвесить» условия и обстоятельства, в которых функционирует организация. И если после этого поставленная цель окажется по-прежнему привлекательной, то следует воспользоваться той или иной формой групповой активности. Плюсов у «коллективного разума» гораздо больше, чем минусов, уже потому, что люди привыкают принимать на себя ответственность за решения, найденные совместно.