полезные
статьи

КТО ТАКИЕ ФРИЛАНСЕРЫ?

Дата публикации — 18.06.2010

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние двадцать лет, привели к появлению новых видов профессиональной деятельности. Точнее, не «видов», а «типов», потому что сама по себе деятельность может оставаться все той же, а вот форма предложения потенциальными работниками собственных услуг рынку труда во многих сферах бизнеса порядком изменилась. Все чаще и чаще работодатель сталкивается с таким явлением, как фриланс, и с людьми, которые работают в парадигме фриланса и называют себя фрилансерами, и их становится все больше. И работодатель оказывается перед проблемой: как ладить с фрилансерами, и стоит ли вообще иметь с ними дело?

Сначала договоримся о терминологии. Буквальный перевод термина «freelancer» — свободный копьеносец, наемник; в наши дни это выражение используется в переносном значении — «вольный художник». Но «вольный художник» в российском бизнес-контексте — это что-то легкое, несерьезное, ненадежное, и если рассматривать фриланс с этой точки зрения, то связываться с фрилансерами работодателю попросту опасно! Но не будем застревать на неудачном переводе хорошего английского термина, а постараемся разобраться: кто же они такие — фрилансеры?

Традиционно в жанре фриланса работают юристы, некоторые врачи, консультанты в области IT, управления, финансов, HR-менеджмента и обучения персонала, коучи, бизнес-тренеры, психологи, — все те, чья работа относится к сфере услуг и не требует специально оборудованного рабочего места (или такое рабочее место может быть оборудовано самостоятельно). Собственно, только сейчас мы называем представителей всех перечисленных выше профессий фрилансерами, а вообще-то, это самые обычные частнопрактикующие специалисты, которые были, есть и, скорее всего, будут всегда. Разница лишь в том, что ранее они предлагали свои услуги, в основном, физическим лицам; теперь же фрилансеры активно выходят со своими коммерческими предложениями на уровень организаций — во всяком случае, те из них, что работают в сфере консультирования. Но отнюдь не все работодатели готовы к подобному сотрудничеству, хотя оно может принести компании немало «плюсов». Что это за «плюсы»?

Экономия. Любое посредничество обходится заказчику дорого и, увы, не всегда гарантирует качества приобретаемой услуги. Сотрудничество «напрямую», если это — не сотрудничество по рекомендации, тоже не гарантирует заказчику качества — с'est la vie — но тратит он гораздо меньше. А после того, как на страну обрушился экономический кризис, момент экономии для многих работодателей стал чрезвычайно актуальным.

Скорость. Фрилансеры действуют гораздо мобильнее, чем представители крупных специализированных компаний, которые всегда долго согласовывают, оговаривают условия, исследуют текущую обстановку и т.п.

Качество. Если специалист-фрилансер найден по рекомендации, и заказчик уже имеет информацию о том, каких тот может добиться результатов, то итоги сотрудничества, скорее всего, будут хорошими. Ведь хорошего специалиста-фрилансера клиенты передают из рук в руки, и потому вопрос качества для него суть вопрос репутации.

Но работодателю, который вдруг решил воспользоваться всеми перечисленными «плюсами» сотрудничества с фрилансером, важно подготовиться к такому взаимодействию: фрилансеры — люди своеобразные. Поэтому неплохо бы сначала задуматься о том, кто идет во фриланс?

Многие люди к фрилансу приходят случайно, рассматривая его как временный или дополнительный источник доходов. А потом понимают, что им нравится такой стиль. Например, потерял человек работу — а деньги зарабатывать надо. Или: хочется заниматься каким-то интересным для себя делом, а нужного образования нет, и устроиться в компанию с тем профилем деятельности, который нравится, нереально. Или как-то еще. И вдруг, неожиданно для самого свежеиспеченного фрилансера, работа «свободного художника» приносит и доход, и удовлетворение. А при «стационарном» рабочем месте подобное не так уж часто встречается. Пожалуй, основные причины, по которым люди выбирают фриланс, а потом остаются в нем, следующие:

  • Возможность самостоятельно планировать собственный рабочий график, согласуя его с графиком «семейно-бытовым». «Совы» могут работать по ночам; любители трудиться в авральном режиме могут отдыхать три дня, а на четвертый «выложиться» и качественно выполнить весь запланированный объем работы; самолюбивые высокопрофессиональные специалисты чувствуют себя защищенными от оценок «некомпетентного начальства»; можно запланировать время на какие-то культурные мероприятия, семейный отдых, домашние дела.
  • Экономия времени и сил: в больших городах на дорогу «туда и обратно» стандартно уходит не менее двух часов; для проживающих в пригороде это время смело можно увеличивать еще на час-полтора. Поезда в метро, электрички, многокилометровые пробки, в которых приходится подолгу стоять тем, кто передвигается на автомобиле — все это порядком выматывает. Фрилансер тоже много ездит, но с меньшей интенсивностью — и может выбрать более спокойное время для своих передвижений по городу.
  • Психологический фактор — культура управления в российских коммерческих компаниях по-прежнему оставляет желать лучшего. И модель «сам себе голова» становится все более привлекательной для все большего числа людей.

В общем, ключевые слова в жанре «free-lance» — «самостоятельность» и «самодостаточность». А что это означает для работодателя? Что, взаимодействуя с внешним специалистом, надо заранее договориться с ним о некоторых вещах.

  1. Договориться о результате, к которому надо прийти. Ведь контроль «по процессу» во взаимодействии с фрилансером практически исключен; значит, хотя бы «контроль по результату» должен быть на высоте.
  2. Договориться о ресурсах, которые потребуются специалисту для достижения нужного результата. Заодно можно будет понять — а есть ли вообще в компании такие ресурсы и, следовательно, надо ли в принципе внедрять запланированные изменения?
  3. Договориться о сроках выполнения проекта — это тоже очень значимая точка контроля. По старинной российской традиции сроки срываются почти всегда — но надо постараться, чтобы такой срыв не стал критичным для организации.
  4. Договориться о «цене вопроса» — о гонораре. А сначала надо помониторить стоимость аналогичных услуг на рынке — чтобы не заплатить специалисту ни слишком мало, ни слишком много.
  5. Договориться о штрафных санкциях, которые последуют в случае ненадлежащего выполнения внешним специалистом взятых на себя обязательств.

Эти пять пунктов выглядят как часть юридического договора, не правда ли? И верно, если есть такая возможность, отношения «работодатель — фрилансер» надо оформлять официально. Но так не всегда получактся.И потому даже простой разговор — но с проговариванием всех перечисленных пунктов — избавит работодателя от большого количества сложностей в дальнейшем.

Фриланс — замечательное подспорье для решения конкретных задач в бизнесе, особенно в наше время кризиса профессионализма. И фрилансеров будет становиться все больше. Работодателю надо знать, как с ними ладить.

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты