Осенью 2009 года в СМИ часто мелькали публикации на тему «жить стало лучше, жить стало веселей». Но, похоже, слухи об окончании кризиса оказались сильно преувеличенными: премудрые аналитики высказываются все менее оптимистично, зарплаты, очевидно, расти не собираются, а жизнь продолжает дорожать. Нам, россиянам, не привыкать, будем выкарабкиваться. Но есть еще один очень важный вопрос: как мы будем выкарабкиваться, какой ценой? И как это будет происходить, в частности, в отечественном бизнесе?
Пока что картина нерадостная. Все устали – и работодатели, и наемные работники. Жить в ожидании удара, который вот-вот может обрушиться на твою незащищенную голову, тяжело: весь 2009 год работодатель из сферы малого и среднего предпринимательства рисковал потерять свой бизнес, а наемный сотрудник – свое рабочее место. И теперь, в новом году, эта ситуация мало изменилась.
А что по излюбленной российской традиции делают при таком положении дел те, в руках у кого находятся рычаги давления? Верно, давят. Некрасиво, но вполне жизненный вариант. И чем хуже приходится владельцу бизнеса, тем, увы, выше вероятность того, что репрессии по отношению к подчиненным резко усилятся. Впрочем, конечно, и этому можно найти логическое обоснование: тяжелые времена, надо напрячь все силы и работать с утроенной энергией, не можешь – научим, не хочешь – заставим… И в дело идут штрафы, выговоры, угроза увольнения, а крупным начальственным разносам и мелким придиркам вообще несть числа. По-научному все это называется негативной мотивацией и – по идее тех, кто подобное использует – должно служить для решения уже упоминавшейся бизнес-задачи под названием: «Как заставить работников продуктивнее трудиться в условиях кризиса». Должно-то оно должно, а что получается в реальности – уже можно оценить. Эффект получился совсем не тот, какой нужен.
Кстати, вот интересное наблюдение: штрафы и официальные выговоры встречаются в нашем бизнесе не так уж часто. Оно и понятно – нельзя до бесконечности вычитать у подчиненных из зарплаты или вывешивать на доске приказов грозное «Объявить такому-то…». А вот постоянно критиковать и одергивать подчиненного, не хвалить его даже за очень хорошо выполненную работу, разговаривать с ним раздраженным тоном и с недовольным выражением на лице – такое встречается весьма часто. К слову, и этот тип поведения управленцев имеет научное название: демотивирующий стиль руководства.
Демотивирующий стиль руководства – чума российского управления. Его действие тем разрушительнее, что мало кто из управленцев задумывается о тех потерях, которые несет и компания в целом, и персональный престиж руководителя, который активно использует негатив в управлении. А с чего бы управленцам об этом задумываться? Увы, демотивирующий стиль руководства испытал едва ли не каждый из нас: в родительской семье, в детском садике, в школе, в вузе – и лишь потом на работе. Где уж тут включиться анализу, когда негатив в общении так органично вписан в привычные схемы взаимодействия между людьми, что воспринимается как норма? Но ведь понятия «норма» и «воспринимается как норма» – вещи абсолютно разные. К примеру, все уже давно привыкли к отвратительной экологической обстановке в крупных российских городах, но патология от этого нормой не стала: люди все равно болеют и страдают, но при этом довольно редко обсуждают данную проблему; дурная экология воспринимается как норма.
Так же и с демотивирующим стилем руководства. Хотя это большая проблема в российском бизнесе, о ней редко размышляют и редко говорят; разве что российские работники порой сделают грустный вывод об особенностях управления в своей компании: «У нас так принято – если тебя не ругают, значит, ты работаешь хорошо». Но из того факта, что демотивирующий стиль руководства широко распространен в нашей стране, однако, не следует, что у отечественных работников к нему выработался стойкий иммунитет, и использование этого стиля никак не отражается на качестве труда (особенно – в тех случаях, когда нельзя или трудно проконтролировать это качество).
Рассказывает Сергей Петрович Т., заместитель начальника отдела продаж в крупной производственной компании:
– Если задуматься, то у меня очень хорошие условия работы. Высокая зарплата, которую почти никогда не задерживают, бонусы, неплохая «социалка». По нашим кризисным реалиям это очень даже вариант. Но есть один нюанс, который все это перечеркивает: мой непосредственный руководитель. Вроде, адекватный мужик, здорово в своем деле разбирается, но – хам из хамов. То «тыкает», то скабрезные шутки отпускает, то кричит – да еще при моих же подчиненных. Пробовал с ним по-доброму договориться – никак не выходит. Даже понять не может, о чем я: «Да нормально я с тобой разговариваю!» Коллеги успокаивают: брань на вороту не виснет! Так-то оно так, и, конечно, не буду я увольняться из-за этого с такого хлебного места. Но и напрягаться на работе и делать больше, чем это необходимо – тоже не буду: если меня за человека не считают, мне-то чего дергаться?
Рассказывает Марина Павловна И., директор по маркетингу в торговой компании:
– Я уже три года занимаю пост директора по маркетингу. Должность немаленькая, полномочия обширные, работа интересная. Условия работы приличные; а если сравнивать с аналогичными компаниями в нашем регионе – так-таки и самые лучшие. И все было бы прекрасно, если бы не наш генеральный директор. Он настолько несдержанный человек, что иной раз десять раз подумаешь, прежде чем обратишься к нему с каким-нибудь вопросом или предложением. Манера у него такая есть – все на смех поднимать. Как будто и не грубо разговаривает, но всегда с таким выражением на лице, словно на лягушку противную смотрит. Выходишь, как оплеванная. Утром просыпаешься, вспоминаешь, что сегодня с утра совещание, где генеральный будет тебя при всем честном народе плющить – так и подниматься не хочется. И это при том, что я очень люблю свою работу! Но терпения уже не хватает, я все чаще задумываюсь о том, чтобы уйти оттуда. А пока работаю, желания выкладываться для компании – все меньше и меньше.
Рассказывает Ольга Р., менеджер по персоналу в строительном холдинге:
– Только сейчас мы немножко вздохнули: наша начальница, Анна Сергеевна, с мужем помирилась. А то полгода у нее были какие-то семейные неприятности, так она, видно, дома сдерживалась, а на нас вымещала. Так вот задумаешься – взрослый образованный человек, а вела себя просто как базарная баба! У нас одна девочка даже уволилась с работы из-за этих придирок, хотя у нас и зарплата хорошая, и премии бывают. А все остальные стали работать спустя рукава – она подгоняет, кипит, а никто не торопится. Теперь она старается восстановить отношения, но прежнего доверия больше нет, как и рвения к работе. Думаю, что и не будет.
Все эти три коротких эмоциональных рассказа можно объединить под общим названием: «Не хлебом единым». Обратите внимание, все три рассказчика в принципе удовлетворены уровнем оплаты труда. Но этого им мало – они хотят еще и уважительного (или хотя бы не пренебрежительного) отношения к себе. А руководители порой бывают искренне уверены в том, что если подчиненные получают пристойную зарплату, у них не может быть никаких претензий к компании-работодателю, и они должны трудиться с максимальной отдачей, понимая, что если начальство ругается – то это только для их же блага.
Но у подчиненных другой взгляд на ситуацию, и если они об этом не всегда говорят – будьте спокойны, они обязательно реагируют, и – наиболее болезненным и для компании, и непосредственного начальника способом. И вот какая получается формула: демотивация персонала = негативная мотивация + естественное сопротивление человеческого материала. Воздействовать на сопротивление руководитель не может: оно совершенно естественно. Тогда остается прояснить вопрос с негативной мотивацией: не применяет ли ее руководитель слишком часто, не к месту, а то и незаметно для самого себя?
Для иллюстрации темы демотивирующего руководства – анекдот:
Сварливая хозяйка долго изводила свою прислугу, пока та не заявила о своем уходе. Когда служанка уже уходила, она кинула собаке купюру в пятьдесят евро.
– Что это значит? – закричала хозяйка.
– Не беспокойтесь, мадам, она их заслужила. За последние три месяца, что я у вас работала, она всегда вылизывала тарелки начисто.
Расплата начальника за демотивирующий стиль руководства – плохая работа, а то и саботаж или мелкое пакостничество подчиненных. Даже если руководитель «хотел как лучше».